255. В данном разделе приведен обзор соображений, связанных со сбором данных о профессиих. В нем также предусмотрены процедуры кодирования ответов на вопросы о роде профессий в соответствии с классификациями на основе МСКЗ-08. Эти процедуры называют «кодированием».
256. Более подробная информация о сборе и кодировании данных о профессиих приведена в издании «Показатели экономической деятельности в ходе переписей населения: Пособие», совместной публикации ООН и МОТ, 2010 г. Большая часть сведений, приведенных в пособии, применима при проведении обследований домашних хозяйств и других опросов, а также переписей. Дополнительные рекомендации будут также приведены в предполагаемом Руководстве по внедрению МСКЗ-08.
257. Для точного кодирования на любом уровне МСКЗ-08 и соответствующих национальных классификаций необходима следующая информация:
– Наименование или название профессии
– Основные задачи или обязанности, выполняемые в рамках профессии
258. Полезной может оказаться и следующая информация:
– Вид экономической деятельности учреждения (отрасль)
– Заключается ли основная цель деятельности в производстве продукции для личного потребления (средства к существованию)
259. Информация о роде экономической деятельности (или отрасли) учреждения, в котором занят работник, и даже информация о наименовании учреждения может оказаться полезной в некоторых случаях для использования в качестве дополнительной информации в дополнение к наименованию профессии и/или выполняемым задачам. Информация об отрасли, к которой относится учреждение, в котором занят работник, обычно сама по себе не является полезной для присвоения кодов профессий.
260. Если фермерство или ловля рыбы с целью производства продукции для личного потребления играет большую роль в стране или стоит во главе угла экономической политики, может также возникать необходимость в сборе информации о том, производит ли работник товары в основном для продажи на рынке или в основном для домашнего потребления.
261. Информация об уровне квалификации или формальной квалификации работника не является необходимой или полезной. Зачастую работники могут обладать более высокой квалификацией, чем это требуется для выполнения работы, или, напротив, не обладают формальной квалификацией, требуемой для выполнения соответствующей работы. Таким образом, использование такой информации при кодировании профессий может приводить к ошибке и вносить погрешность в связь между данными о занятии и уровнем образования.
262. В национальных переписях и обследованиях домашних хозяйств обычно используется три типа вопросов о профессиих:
– Один или два заранее закодированных вопроса (где нужное необходимо отметить галочкой) о профессиих (не рекомендуется)
– Один вопрос с полем для записи с целью получения информации о занятии работника
– Два или несколько вопросов с полями для записи: основной вопрос о наименовании профессии, а также вопросы об основных задачах, выполняемых работником
263. При обследованиях предприятий и в ходе сбора административных данных описание профессии или задач может быть закодировано в классификации профессии непосредственно, при помощи указателя кодов и подробных текстовых описаний групп классификации. Характер и степень детализации сведений, доступных из таких источников, могут в корне отличаться от информации, полученной в результате обследований домашних хозяйств.
264. Заранее закодированные вопросы с ограниченным количеством вариантов ответа обладают ограниченной точностью, поскольку наименования для групп в классификациях профессий обычно не соответствуют реальным терминам, используемым для описания профессий. Кроме того, поскольку эти вопросы не обязательно ограничены небольшим количеством категорий, они не обеспечивают требуемый уровень детализации, необходимый большинству пользователей данных, даже если они занимают существенную часть в составе форм для проведения переписи и обследований.
265. Основное преимущество вопросов с ограниченным числом вариантов ответа заключается в том, что ответы могут быть обработаны быстро и с низкими затратами. Если этот подход неизбежен в условиях ограниченного финансирования, для групп с высоким приоритетом могут быть предусмотрены отдельные категории ответов. Точность также можно повысить посредством проверки и уточнения вопросов. Важно отметить, что наименования категорий из групп широкой классификации обычно не должны использоваться в анкетах.
266. Хорошо продуманные вопросы с открытым множеством ответов могут дать достаточную информацию для присвоения четырехзначного кода МСКЗ-08. Необходимо предусмотреть достаточно места для письменного ответа в нескольких словах, при этом вопрос или вопросы должны быть построены таким образом, чтобы можно было получить информацию о наименовании профессии и об основных задачах или обязанностях. По мере возможности следует привести примеры достаточно подробных ответов, особенно при проведении анкетирования с самозаполнением. При сборе данных по телефону или в ходе личной беседы для получения надлежащих ответов на вопросы интервьюер должен иметь надлежащую подготовку.
267. Основный недостаток вопросов с открытым множеством ответов состоит в том, что ответам необходимо присваивать коды классификации с использованием указателя наименований профессий (указателя кодов). Этот процесс может быть дорогостоящим, однако это единственный способ получения точных и достоверных статистических и административных данных о профессиих. Имеются и относительно быстрые и экономически целесообразные методы кодирования, однако они могут требовать значительных усилий для их разработки.
268. В опросах и переписях часто задают следующий вопрос:
• Каково основное занятие (работника) на этом рабочем месте?
• Какого рода работу выполняет (работник)?
269. Этот подход позволяет получить надлежащую информацию от некоторых, но не от всех респондентов. Вместе с тем, вопрос такого рода может приводить к получению таких ответов, как «управляющий», «консультант» или «работник на ферме». Такие ответы не могут быть закодированы с должной степенью надежности на каком-либо уровне МСКЗ-08. При использовании вопросов этого типа интервьюеры должны проходить тщательную подготовку, чтобы уметь задавать дополнительные вопросы, если изначально предоставленной информации оказывается недостаточно.
270. Использование отдельных вопросов о наименовании профессии и выполняемых задачах все чаще находит применение в органах статистики и представляет собой рекомендованный подход для переписей и обследований домашних хозяйств. Использование двух вопросов обычно обеспечивает получение достаточно подробных данных. Запрос информации двух разных типов позволит респонденту дать полный и более подробный ответ на второй вопрос, например:
• Должность: Руководитель службы по сбыту
• Задачи: Продажа подержанных автомобилей
• Должность: Консультант по обслуживанию клиентов
• Задачи: Продажа подержанных автомобилей
271. Вопросы для использования при сборе статистической информации должны проверяться на пригодность в условиях конкретных условий сбора данных и в национальном контексте. Проверка обычно включает в себя попытку присвоения кодов классификации ответам на вопросы исследования (проверочное кодирование), а также проведение последующих интервью со сборщиками данных и респондентами. Процесс проверочного кодирования также является полезным методом разработки, проверки и усовершенствования указателя кодов.
272. В качестве отправной точки при разработке национального подхода к сбору данных о профессиих можно предложить следующие вопросы.
1. В чем заключалась ваша работа или занятие по основному месту работы на прошлой неделе?
Дайте полное наименование профессии и дайте конкретный ответ, например:
– Сборщик фруктов
– Секретарь суда
– Управляющий ресторана
– Преподаватель средней школы
– Скотовод
– Дипломированная медицинская сестра Занятие:
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………
2. Какие основные задачи или обязанности связаны с вашей работой?
Дайте подробное описание. Например:
– Сбор и перенос апельсинов и персиков
– Подготовка юридических документов
– Руководство работой ресторана
– Преподавание математики
– Управление небольшой фермой
– Уход за больными и помощь в приеме медикаментов
Основные задачи или обязанности:
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………
273. Фермерство и рыбная ловля с целью производства продукции для личного потребления могут потребовать особого внимания. Если это направление относится к приоритетным направлениям политики, или на его долю приходится существенная часть занятости, в целях повышения точности рекомендуется задать дополнительные вопросы. Предлагаем следующий подход.
3. Вы производите товары в основном для продажи или для личного потребления или потребления в своей семье?
274. Этот вопрос можно задавать в форме вопроса с замкнутым множеством ответов по категориям, которые обеспечивают четкое разделение между теми, кто занимается производством товаров в основном для продажи, и теми, кто занимается производством товаров в основном для потребления в своей семье. Как показано в приведенном выше примере, при помощи четырех вариантов ответа респондента просят определить основную цель производства продукции – в основном для продажи или в основном для личного потребления. Выбор третьего или четвертого варианта ответа подразумевает, что работника следует отнести к подгруппе 63 МСКЗ-08 Квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления.
275. Если информация о занятости в сфере производства продукции для личного потребления собирается в рамках опросов о статусе занятости или статусе экономической деятельности, ответы также следует использовать в процессе кодирования или редактирования профессий, а также при необходимости их следует адаптировать, чтобы обеспечить соответствие определениям подгруппы 63 МСКЗ-08.
276. Ответам на вопросы с открытым множеством ответов присваивают определенную категорию по классификации профессий. Вне зависимости от того, основана ли классификация профессий на МСКЗ-08 или нет, обычно этот процесс не является простым. Ответы на вопросы о занятии (наименование и задачи), отрасли, наименовании и адресе места работы, имеют отношение к процессу кодирования профессий. Следует также принимать во внимание ответы на любые вопросы для получения данных о профессиих, связанных с производством продукции для личного потребления.
277. Рекомендуется заранее подготовить три документа касательно кодирования ответов на вопросы о занятости с открытым множеством ответов. К ним относятся: (1) инструкции о кодировании, в которых указаны процедуры, которым должен следовать кодировщик; (2) указатель кодов; и (3) процедуры разрешения спорных случаев с инструкциями о том, что делать с ответами, которые не могут быть закодированы с использованием указателя и стандартных процедур кодирования, описанных в пункте (1).
278. Указатель кодов является основным инструментом для сравнения ответов на вопросы с кодами МСКЗ-08. Он может иметь форму бумажного издания длительного пользования, блокнота с отрывными листами, компьютерной распечатки или распознаваемого машиной файла в компьютерной системе. Один и тот же указатель может использоваться во всех этих форматах в ходе ручного, компьютерного или автоматизированного кодирования.
279. Указатель необходим из-за того, что формальные наименования категорий классификации (например, «Руководитель служб и подразделений в сфере образования») обычно не совпадают с терминами, которые используются для описания профессий в разговорной речи (например, заведующий учебной частью, директор школы, декан университета, директриса).
280. Статьи указателя обычно включают в себя коды одной или нескольких систем классификации, а также одно или несколько слов на основе ответов, полученных в ходе переписей и опросов. Чтобы показать, что отдельные слова сочетаются с информацией, указанной в качестве наименования профессии, выполняемой задачи или другой дополнительной информацией, например, наименованием отрасли, используются различные средства, например, косая черта, подчеркивание и курсив. Поиск в указателе ведется в алфавитном порядке, однако может быть предусмотрен и поиск в порядке кодовых обозначений в целях обновления и разрешения спорных ситуаций.
281. При отсутствии национального указателя или любого другого полезного источника для оценки полноты национального указателя в качестве отправной точки для разработки национального указателя можно также использовать «Указатель наименований профессий» ISCO-08. Тем не менее, национальный указатель должен отражать тот язык, на котором будут получены ответы на вопросы исследования в соответствующей стране.
282. Электронная версия индексов (структурированного указателя наименований профессий) ISCO-08 доступна на веб-сайте ISCO: http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/index.htm, либо по запросу, который следует направлять по адресу электронной почты: ISCO@ilo.org, и может использоваться в качестве отправной точки при разработке национальных указателей кодов без нарушения авторского права МОТ.
283. В процессе сбора статистических данных сложилась тенденция, связанная с кодированием данных о профессиих только до определенного уровня обобщения структуры классификации (например, до трехразрядного кода МСКЗ). В пользу такого подхода говорит большая стоимость кодирования по большему числу классификационных групп в плане ошибок и необходимых трудозатрат. Могут быть и проблемы с тем, что ответы не позволяют осуществить кодирование до более детальных категорий, или что подробные результаты не подлежат публикации по соображениям, связанным со статистической выборкой.
284. Тем не менее, судя по опыту множества статистических органов, дополнительные затраты, связанные с кодированием до большего числа классификационных групп МСКЗ, не являются существенными. Интенсивность ошибок возрастает несущественно и может снижаться для сводных групп. Многие ответы облегчают подробное кодирование, в то время как некоторые другие – нет. Соответственно, кодирование до произвольного уровня классификации может приводить к необоснованной потере информации. Что касается соображений, связанных со статистической выборкой, важно отметить, что классификации профессий, включая МСКЗ-08, обычно составлены таким образом, что категории определенного иерархического уровня не равны по своему объему. Некоторые группы на более подробном уровне классификации могут быть больше других групп на более высоком уровне. Кодирование на более высоком уровне ограничит возможности для табуляции, международной отчетности и получения гибких нестандартных совокупностей.
285. Вне зависимости от используемого уровня детализации классификации, некоторые ответы могут быть слишком неопределенными и неточными для того, чтобы кодировщик мог определить, к какой категории относится занятие. Такие ответы необходимо кодировать на уровне структуры классификации на основе информации, указанной в анкете. Их не следует относить к какой-либо определенной детальной категории, к которой относится лишь небольшое количество профессий, и к которой могло бы быть отнесено занятие, если бы ответы были надлежащими. Особенно важно не использовать остаточные группы (не входящие в другие группы) для классификации неопределенных ответов.
286. Обычно для обработки ответов такого рода в указателе кодов предусматривают статьи для часто встречающихся неопределенностей. Таким ответам присваивают код соответствующей более высокой категории, после которой выставляются нулевые младшие разряды. В противном случае кодировку проводит специально подготовленный персонал или инспекторы-кодировщики в рамках процесса рассмотрения вопросов. К примеру, если из имеющейся информации следует, что определенный работник является руководителем, соответствующему ответу присваивают код основной группы 1 Руководители, после которого проставляют три нуля следующим образом: 1000 Руководители – далее не определено.
287. Аналогичный подход можно принять, если данные можно кодировать только до уровня подгрупп. Если, например, известно только то, что наименованием профессии является «преподаватель», это занятие можно отнести только к подгруппе 23 Специалисты- профессионалы в области образования. Ответу можно присвоить код, которому соответствует искусственная начальная группа (2300 Специалисты-профессионалы в области образования − далее не определено), добавив к коду два нуля в младших разрядах.
288. Если данные могут быть классифицированы только до уровня малой группы, к трехразрядному коду малой группы добавляют один ноль в младшем разряде. Если известно только то, что определенный работник является врачом, в этом случае невозможно определить, к какой группе относится это занятие – к начальной группе 2211 Врачи общей практики или к начальной группе 2212 Врачи-специалисты. Ответ можно отнести к малой группе 221 Врачи с присвоением кода 2210 Врачи – далее не определено. Рассмотрим еще один пример. Если в ответе указано «инженер», и не приведена никакая другая полезная информация, ответу можно присвоить код 2140 Специалисты-профессионалы в области техники – далее не определено.
289. Предусмотрены два основных способа обработки таких ответов в статистических результатах. Один из вариантов заключается в распределении ответов в соответствии с более детальными категориями явным образом. В противном случае данные могут быть приведены в форме таблиц, помеченных следующим образом: «(Наименование группы) – далее не определено». Например, если 15% всех ответов, отнесенных к основной группе 1 МСКЗ-08, содержат не более подробную информацию, чем следующая информация:
Наименование профессии: Руководитель
Выполняемые задачи и обязательства: Управление и руководство персоналом можно представить эти данные в статистических выкладках как «Руководители – далее не определено» с кодом 1000 в соответствии с МСКЗ-08. В составе совокупных результатов такие неопределенные ответы будут автоматически включены в состав данных соответствующей сводной группы.
290. Использование кодов с нулями в младших разрядах вызывает необходимость в разработке дополнительных кодов (и ярлыков) для обработки и вывода данных. Хотя они и не являются самостоятельными категориями в классификации, их следует указывать в качестве действительных кодов в целях хранения и обработки данных до обработки данных наряду с другими дополнительными кодами, например, такими, как «описано ненадлежащим образом», «не указано» и «неприменимо».