ВВЕДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Начало Вверх

5. Адаптация МСКЗ-08 для применения на национальном уровне и для получения сопоставимых на международном уровне данных


5 Адаптация МСКЗ-08 для применения на национальном уровне и для получения сопоставимых на международном уровне данных

5.1 Сценарии адаптации МСКЗ-08 к целям применения на национальном уровне

232. В зависимости от национальных обстоятельств, существует три основных способа внедрения МСКЗ-08 или адаптации МСКЗ-08 для применения на национальном уровне:

внедрение МСКЗ-08 непосредственно для национальных целей (не рекомендуется в большинстве случаев);

разработка или пересмотр национальной классификации на основе МСКЗ-08;

совмещение имеющейся национальной классификации, отличной от МСКЗ-08, с МСКЗ-08 с целью получения сопоставимых на международном уровне данных.

233. В данном разделе приведены общие рекомендации по использованию МСКЗ-08 в каждом из этих вариантов. Более подробные рекомендации будут приведены в предполагаемом Руководстве по внедрению МСКЗ-08.13

234. Как указано в Разделе 1 введения, в идеальном случае страны разрабатывают национальные классификации в соответствии с национальными требованиями и с целью обеспечения сопоставимых на международном уровне данных. Это означает, что в работе по разработке национальной классификации следует учитывать требования обеспечения международной сопоставимости, а также отражать конкретные национальные требования на основе структуры профессий рабочей силы и национальных приоритетов при получении информации для обсуждений и разработки соответствующей политики. Поскольку эти требования не всегда полностью совместимы друг с другом, иногда требуется принимать сложные решения при определении национальных приоритетов и удовлетворении потребности в обеспечении международной сопоставимости.

5.2 Внедрение МСКЗ-08 непосредственно для национальных целей

235. В ситуациях, когда страны не обладают ресурсами, мощностями или временем для разработки национальной классификации профессий (НКЗ) в соответствии с реалиями и потребностями страны, не остается другого выбора, кроме внедрения МСКЗ-08 с минимальными изменениями для использования в течение краткосрочного или среднесрочного периода. Этот подход далек от идеала, поскольку структура занятости на национальном рынке труда, а также вопросы национальной политики в разных странах существенно различаются. Следовательно, МСКЗ-08 без каких-либо изменений вряд ли сможет в полной мере соответствовать всем национальным требованиям к статистике и информации о занятости.

236. Тем не менее, такое внедрение МСКЗ-08 требует значительного объема подготовительной работы со стороны органов, желающих использовать МСКЗ для сбора данных о профессиих. Такая работа может включать в себя перевод МСКЗ-08 на национальный язык или языки (при необходимости). Также необходимо определить, в какие группы МСКЗ-08 должны быть отнесены определенные группы профессий, имеющиеся в стране.

237. Страны должны принять решение, например, о том, к какой из основных групп следует относить профессии, связанные с уходом – к основной группе 2 Специалисты- профессионалы или к основной группе 3 Специалисты-техники и иной средний специальный персонал, а также о том, к каким из групп относить те или иные профессии, связанные с уходом. Решение должно быть основано на знаниях о характере работы, выполняемой различными типами специалистов по уходу в стране, что может потребовать проведения исследований со стороны лиц, отвечающих за внедрение и использование МСКЗ в национальных приложениях.

238. В стране также могут быть некоторые профессии, которые не часто встречаются в других странах, и которые по этой причине не указаны отдельно в МСКЗ-08. Следовательно, странам потребуется провести сбор информации о характере работы, выполняемой в рамках таких профессий, а также о требованиях к квалификации, чтобы определить, в какие из групп МСКЗ-08 лучше всего включить такие профессии.

239. Наиболее важной задачей в условиях ограниченных ресурсов является разработка национального указателя наименований профессий (индексов) в соответствии с кодировкой МСКЗ-08 (и/или ее национальной адаптацией). Целью этих мер является обеспечение точного соответствия терминов, используемых для описания профессий при сборе данных на национальном уровне, стандартной классификации профессий. В качестве отправной точки можно использовать указатель МСКЗ-08 или имеющийся национальный указатель (см. подраздел 6.4 ниже).

240. В указателе МСКЗ-08 содержится ряд общеупотребительных комбинаций наименований профессий, выполняемых задач и другая квалификационная информация, которая может оказаться полезной при адаптации МСКЗ-08 для национального применения. Тем не менее, от разработчиков национальных указателей наименований профессий может потребоваться проверка употребления этих терминов в национальном контексте. После определения надлежащего кода МСКЗ может возникнуть необходимость в дополнении указателя МСКЗ терминами, используемыми для описания профессий в национальном контексте.

5.3 Разработка или пересмотр национальной классификации на основе МСКЗ-08

241. Разработка или пересмотр НКЗ на основе МСКЗ-08 могут обычно включать в себя (помимо вопросов, указанных в подразделе 5.2 выше) удаление или слияние категорий, которые не существуют в стране или носят несущественный характер. Такие меры могут также включать в себя составление спецификации групп профессий, характерных для страны, а также групп, которые адаптированы к национальным обстоятельствам. В любом случае, потребуется проведение исследования для понимания, во-первых, структуры занятости на национальном рынке труда и, во-вторых, характера данных о профессиих, необходимых для обеспечения информации о вопросах национальной политики.

242. Эта информация может быть отчасти получена посредством консультаций с основными пользователями и источниками информации о занятости, а отчасти – посредством детального анализа имеющихся данных, классифицированных по профессиим. Эта информация используется для определения того, в какой степени категории и структура МСКЗ-08 отражают национальные особенности и требования. Может возникнуть необходимость в разделении некоторых категорий МСКЗ-08 для более подробного охвата некоторых областей или для создания дополнительного более детального уровня иерархии в соответствии с определенными потребностями.

243. Если национальная классификация подлежит использованию в административной деятельности или в деятельности, ориентированной на клиента (например, для подбора соискателей на вакантные рабочие места), а также в статистических целях, то следует принимать во внимание особые и часто противоречащие друг другу производственные необходимости таких служб, как национальная служба занятости и национальная служба статистики. Службам занятости зачастую требуется более детальная и чаще обновляемая информация, чем это целесообразно в целях практического использования для статистических исследований. Следовательно, требуется тесное сотрудничество между лицами, ответственными за разработку классификации, и различными национальными ведомствами, которые будут ее использовать.

244. Сотрудничество ведомств, которым необходимы классификации профессий в целях построения данных, в рабочих целях и для анализа, проводимого в целях выбора экономической политики, может привести к достижению такими заинтересованными ведомствами согласия для принятия последовательного подхода на национальном уровне. Такое сотрудничество может облегчить предоставление комплексной информации о профессиих на основании сравнимых количественных и качественных данных из ряда статистических и административных источников, если во всех сферах применения будет использоваться единая основа классификации. В противном случае можно установить тесную связь между различными, но взаимно дополняющими системами классификации. В любом случае, собранная информация будет более ценной, если она поддается укрупнению или осмысленному сравнению с данными из других источников.

245. Если возникает необходимость в объединении начальных групп МСКЗ-08 или групп более высокого уровня, следует иметь в виду, что такие меры могут накладывать ограничения в плане совмещения национальных данных страны с МСКЗ-08. Например, сопоставление данных может оказаться возможным только между детализированным уровнем НКЗ и более высоким уровнем МСКЗ.

246. Тем не менее, при наличии НКЗ, отличной от МСКЗ, целесообразно предусмотреть, чтобы классификация способствовала международной сопоставимости национальных данных, а также определиться с тем, могут ли какие-либо особенности международного стандарта оказаться полезными в национальных целях.

5.4 Совмещение национальных классификаций профессий с МСКЗ

247. Если только МСКЗ-08 не используется непосредственно на национальном уровне, для сравнения информации о профессиих между странами или регионами обычно необходимо привести национальную статистику профессий в соответствие с международным стандартом. Это можно сделать посредством совмещения национальных категорий профессий с МСКЗ-08 или непосредственным кодированием в соответствии с международной классификацией, как описано в подразделе 5.5 ниже.

248. Совмещение одной классификации с другой равносильно кодированию каждой группы в первой классификации в соответствии с наиболее подходящей группой из второй классификации. Обоснованность и точность совмещения будут повышаться с ростом уровня детализации, на котором проводится сравнение. Следовательно, совмещение должно проводиться на самом низком уровне обобщения каждой из двух классификаций, т.е. НКЗ и МСКЗ-08 (см. Хоффманн, 1994). Результаты совмещения обычно представляют в форме таблицы соответствия, в которой указывается связь между классификационными группами одной классификации и классификационными группами другой классификации.

249. В процессе совмещения наиболее часто встречаются следующие три ситуации:

(а) Группа НКЗ однозначно соответствует одной из начальных групп МСКЗ-08. Разумеется, это простейший вариант, а если НКЗ имеет понятийную основу, близкую с МСКЗ-08, такая ситуация будет довольно распространенной.

(б) Группа НКЗ на низшем уровне обобщения отличается по своему содержанию от наиболее подходящей начальной группы МСКЗ-08, однако различия в содержании не препятствуют успешному включению группы НКЗ в группу МСКЗ-08 на одном из более высоких уровней обобщения. Например, НКЗ объединяет операторов моторизованного сельскохозяйственного оборудования и оборудования лесных хозяйств в одну группу самого низкого уровня, в то время как МСКЗ-08 классифицирует эти профессии в две разные начальные группы, однако в обеих классификациях последующее обобщение этих профессий осуществляется одинаковым способом.

(в) Способ группировки определенных профессий в НКЗ отличается от того, который применяется в МСКЗ-08, и в результате существующие группы НКЗ не могут быть успешно совмещены с какой-либо из групп МСКЗ-08. Например, на самом низком уровне обобщения в НКЗ владельцы животноводческой фермы и неквалифицированные рабочие в животноводстве отнесены в одну группу, в то время как в МСКЗ-08 эти профессии относятся к двум отдельным начальным группам, принадлежащим к различным малым группам, подгруппам и основным группам.


250. Если международная статистика профессий обрабатывается на уровне малых групп МСКЗ-08 или на более высоких уровнях обобщения, то в ситуации, описанной в пункте (б) выше, вряд ли возникнут какие-то многочисленные проблемы. Если информация обобщается на уровне, соответствующем начальным группам МСКЗ-08, и наблюдается ситуация, описанная в пунктах (б) и (в) выше, то для совмещения с МСКЗ-08 могут применяться следующие правила, ранее разработанные для МСКЗ-88, в следующем порядке:

(а) Правило численного превосходства, согласно которому на основе дополнительной информации, получаемой из экономической и другой статистики или от отраслевых экспертов, оценки или заключения должны делаться исходя из относительной важности профессий, классифицированных в группе НКЗ. Если около 80 или более процентов работ, классифицированных в группе НКЗ, соответствуют одной из групп МСКЗ-08, то вся группа НКЗ должна быть отнесена к этой группе МСКЗ-08.

(б) Правило уровня квалификации, согласно которому профессиональный состав группы НКЗ должен анализироваться на основе понятия уровня квалификации, принятого в МСКЗ-08. Совмещение с группой МСКЗ-08 должно осуществляться на основе профессий, требующих наиболее высокого уровня квалификации.

(в) Правило приоритета производства, согласно которому при совмещении с МСКЗ-08 профессии в сфере производства в группе НКЗ должны иметь преимущество над профессиими, связанными с продажей или управлением.


251. Использование правил (а), (б) и (в) указанных выше, при совмещении категорий в национальных классификациях с МСКЗ-08, неизменно окажет отрицательное влияние на точность в ходе преобразования национальных данных о профессиих в категории МСКЗ-08.  Это может накладывать существенные ограничения на состоятельность международных сопоставлений. При возникновении необходимости в совмещении такого рода может оказаться целесообразным непосредственное кодирование национальных данных о профессиих в соответствии с категориями МСКЗ-08, как описано ниже в Разделе 5.5.

5.5 Кодирование в соответствии с национальной классификацией профессий и МСКЗ

252. Наиболее точная международная сопоставимость статистики профессий может быть достигнута при кодировании первичной информации в форме ответов на вопросы о занятии непосредственно в соответствии с международной системой классификации (Хоффманн, 1994, стр. 208-209). Если этот подход требует перекодирования ответов, полученных в ходе переписей или опросов, ранее закодированных в соответствии с национальной классификацией, расходы в связи с такой работой могут оказаться чрезмерными. Тем не менее, если в указатель кодов включены коды МСКЗ-08 и НКЗ, можно присваивать коды из обеих систем классификации одновременно. Это позволяет осуществлять двойное кодирование экономически целесообразным образом на основе процесса кодирования во время первичной обработки данных опросов или переписей. В случае ручного кодирования ввод двух кодовых значений вместо одного потребует относительно незначительного увеличения расходов. При использовании компьютерного или автоматического кодирования дополнительные расходы будут минимальными.

253. Сложность операций, связанных с двойным кодированием такого рода, зависит от различий между НКЗ и МСКЗ-08. Например, если НКЗ составлена на основе МСКЗ-08 и имеет под собой сходную систему понятий, то процесс присвоения кодов НКЗ и МСКЗ-08 при кодировании статей указателя окажется довольно простым.

254. Если обе классификации составлены на базе различных концептуальных моделей, то, скорее всего, при составлении статей указателя, позволяющего присваивать коды для обеих классификаций, будут возникать сложности. Может возникать потребность в разработке дополнительных статей указателя, например, для разграничения между классификационными группами в обеих системах классификации. Тем не менее, именно в такой ситуации целесообразно составить таблицу соответствия для совмещения национальной классификации с МСКЗ-08. В таких случаях приложение дополнительных усилий для разработки указателя, позволяющего присваивать коды в соответствии с обеими классификациями, может оказаться единственным действенным способом получения достоверных данных, сопоставимых на международном уровне.