ВВЕДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Начало Вверх

4. Примечания, касающиеся отдельных вопросов и проблем разграничения


4.1 Цель данных примечаний

174. В разделе 4 рассмотрены и разъяснены области в МСКЗ-08, при проведении границ между которыми в конкретных странах могут возникать сложности. В ней рассмотрены случаи, когда была изменена практика применения и границы между МСКЗ-88 и МСКЗ-08, а также содержатся рекомендации касательно некоторых других ситуаций, при которых процесс выбора наиболее подходящего кода МСКЗ-08 для определенной работы или профессии может быть сопряжен с трудностями. Во всех таких случаях особое внимание следует уделять последовательному толкованию МСКЗ-08 во всех национальных версиях и приложениях.

175. Представленная здесь информация связана, прежде всего, с понятийными границами между категориями классификации в ситуациях, когда о рассматриваемых профессиих известна вся информация. Тем не менее, в процессе сбора статистической и административной информации часто возникают ситуации, когда о выполняемой работе известна только ограниченная информация. По этой причине приводится информация о сведениях, которые могут потребоваться для проведения различий между некоторыми из групп, которые сложно классифицировать. Надеемся, что лица, ответственные за разработку инструментов в поддержку реализации МСКЗ и соответствующих национальных классификаций, смогут использовать эту информацию в процессе принятия решений о том, какие классификационные коды должны быть присвоены тем часто встречающимся профессиим, которые связаны с такими сложными случаями.

176. МСКЗ-08 была разработана таким образом, чтобы для большинства статистических приложений ответов на вопросы о (a) наименовании профессии или работы; и (б) основных задачах и обязанностях, обычно выполняемых работником, было бы достаточно для присвоения четырехразрядного кода МСКЗ. В разделе 6 приведены общие рекомендации, касающиеся состава вопросов и процедур, которые может понадобиться принять для обеспечения последовательного и точного присвоения кодов профессий на основе данных, доступных в конкретном статистическом и административном контексте. Более подробно эти вопросы будут освещены в предполагаемом Руководстве по внедрению МСКЗ-08.

4.2 Вопросы разграничения, затрагивающие широкий круг профессий

4.2.1 Профессии с широким набором задач и обязанностей

177. Классификации профессий (как национальные, так и международные) определяют профессии и группы профессий посредством указания наиболее распространенных сочетаний задач и обязанностей.  Соответственно, могут  возникать  проблемы  в  связи  с  некоторыми работами, круг задач и обязанностей при выполнении которых не точно соответствует указанным в классификации. В таких случаях при использовании МСКЗ-08 и связанных с ней классификаций применяются следующие правила в порядке, приведенном ниже.

(а) В случаях, когда выполняемые задачи и обязанности требуют квалификации разного уровня, которую приобретают на различных уровнях подготовки и опыта, занятие должно классифицироваться в соответствии с задачами и обязанностями, которые требуют более высокого уровня квалификации. Например, занятие, которое заключается в управлении фургоном, ручной загрузке, выгрузке и разносе товаров, должно быть отнесено к начальной группе 8322 Водители легковых автомобилей, такси и фургонов.

(б) В тех случаях, когда задачи и обязанности связаны с различными стадиями производства и распределения продукции, задачи и обязанности, относящиеся к стадии производства, должны иметь приоритет над остальными, например, связанными с продажей и маркетингом тех же товаров, их транспортировкой или организацией производственного процесса. Например, пекарь, который печет хлеб, делает пирожные и продает эту продукцию, должен классифицироваться не как продавец, а как пекарь, и в соответствии с МСКЗ-08 должен быть отнесен к начальной группе 7512 Пекари, кондитеры и изготовители конфет.

(в) Если выполняемые задачи и обязанности относятся к одному и тому же уровню квалификации и к одному и тому же этапу производства, профессии необходимо классифицировать в соответствии с преобладающими задачами. Например, «монтажник противопожарных дверей» может монтировать и устанавливать двери, дверные рамы и фурнитуру, а также монтировать и подключать системы электрической проводки, обеспечивающие автоматическое закрытие дверей на случай пожарной тревоги. В этом случае занятие требует квалификации плотника и электрика, однако наибольшего расхода времени требует работа, связанная с плотницкими работами. Следовательно, это занятие необходимо отнести к начальной группе 7115 Плотники и столяры, а не к начальной группе 7411 Электрики в строительстве и рабочие родственных профессий.

4.2.2 Ученики и стажеры


178. Учеников и стажеров классифицируют в МСКЗ-08 в соответствии с занятием, которому они обучаются, если они трудоустроены в качестве ученика или стажера.9


179. Во введении к МСКЗ-88  (стр.  15)  было отмечено: «Ученики  и стажеры классифицируются в соответствии с реально выполняемыми задачами и обязанностями, а не в соответствии с их будущей профессией, как в некоторых классификациях». Тем не менее, большинство учеников и стажеров выполняют те же задачи, что  и  квалифицированные  работники,  однако  делают  это  под  контролем различной степени. Кроме того, многие источники информации не содержат данных, достаточных для того, чтобы определить, выполняет ли ученик те же задачи, выполнения которых требует занятие, которому он обучается, либо иные задачи.


180. Следовательно, в МСКЗ-08 предусмотрена последовательная классификация работников, проходящих формальную подготовку у работодателя, проводящего такую подготовку. Например, учеников плотников и электриков-стажеров относят к плотникам и электрикам. Аналогичным образом врачей-стажеров и юристов-стажеров относят к врачам и юристам. Если у стажеров есть также работы в рамках родственного профессии, такие работы необходимо классифицировать в соответствии с требуемыми задачами, например, если врачи-стажеры и юристы-стажеры заняты в качестве санитаров, медицинских ассистентов или служащих юридических учреждений.

181. Также следует отметить, что в ответах на вопросы, получаемых в ходе сбора статистических данных, зачастую отсутствует информация о статусе учеников или стажеров, если только не будут заданы конкретные вопросы для идентификации этой группы. При наличии необходимости в информации о статусе учеников или стажеров представляется более целесообразным обрабатывать эту информацию в виде отдельной переменной при помощи отдельного вопроса, чем выделять учеников и стажеров в качестве отдельных профессий в рамках национальных классификаций профессий.

4.3 Руководители, мастера (бригадиры) и индивидуальные предприниматели

4.3.1 Руководители и мастера (бригадиры)

182. Проведение различий между руководителями и мастерами (бригадирами) может вызывать трудности. Эта проблема была характерна для МСКЗ-88, однако она стала еще более актуальной для МСКЗ-08, в которой некоторые профессии, свойственные мастерам (бригадирам), классифицируются отдельно от профессий, находящихся под их контролем. Важнейшее различие состоит в том, что мастера (бригадиры) отвечают только за контроль деятельности других работников, в то время как лица, отнесенные к основной группе 1 Руководители, несут ответственность за деятельность какого-либо направления деятельности или организационного подразделения в целом.

183. Как руководители, так и мастера (бригадиры) осуществляют планирование, организацию, координирование, контроль и управление деятельностью других лиц. Кроме того, руководители обычно несут ответственность за принятие решений, связанных с:

(а) общим направлением стратегической и оперативной деятельности предприятия или организационного подразделения (например, решения о виде, количестве и качестве производимой продукции);

(б) бюджетом (какую сумму необходимо выделить на те или иные цели);

(в) подбором, приемом на работу и увольнением персонала.

184. Руководители необязательно должны нести ответственность по всем трем пунктам, связанным с определением стратегического и оперативного направления, бюджетом и подбором или увольнением персонала. Степень их независимости также может меняться.

185. Мастера (бригадиры) могут давать рекомендации и оказывать содействие руководителям  по этим вопросам, в частности, в связи с подбором и увольнением персонала, однако они не обладают полномочиями для принятия решений. Как правило, они обладают опытом работы в сфере одного или нескольких профессий, которые они контролируют, но обычно не контролируют деятельность работников, выполняющих разные виды работ.

186. Руководители не обязаны знать, как выполнять работу персонала, работающего в подразделении, которым они руководят, хотя в некоторых случаях они могут обладать такими знаниями. Чаще всего руководители  осуществляют  планирование, координацию и контроль деятельности работников, выполняющих разные виды работ.

4.3.2 Руководители и индивидуальные предприниматели

187. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие собственную предпринимательскую деятельность самостоятельно или при помощи небольшого числа других лиц, часто выполняют некоторые управленческие и административные задачи в рамках своей повседневной деятельности. В МСКЗ-08 эти профессии классифицируются только в основной группе 1 Руководители, если имеются данные о том, что руководство, включая контроль персонала, является основным компонентом выполняемой ими работы. Однако, механик мототранспортных средств, владеющий и управляющий своей собственной мастерской, в которой заняты несколько других механиков, служащий в приемной и уборщица, но проводящий большую часть своего времени за ремонтом транспортных средств и/или контролем работы других механиков, должен быть отнесен к начальной группе 7231 Механики и ремонтники мототранспортных средств.

188. Важно отметить, что в МСКЗ-08, как и в предыдущей версии классификации, не принимается во внимание, является ли работающий собственником или нет, поскольку эти и аналогичные характеристики рабочей силы (например, является ли лицо нанимателем или наемным работником) отражают статус занятости, а не задачи и обязанности работника. Соответственно, целесообразно обрабатывать эти характеристики в качестве отдельной переменной, которую классифицируют в соответствии с такой классификацией, как например, Международная классификация статуса занятости (МКСЗ-93).10 Обычно при классификации профессий в соответствии с категориями МСКЗ-08 информация, связанная со статусом занятости, не учитывается. Тот факт, что работник является, к примеру, собственником бизнеса, в котором он работает, может не иметь почти никакого отношения к роду выполняемой работы.

4.3.3 Размеры организации

189. Между размерами организации, в которой занят работник, и категориями МСКЗ-08, связанными с руководством, имеется явная связь. Например, к профессиим, отнесенным к малой группе 112 Директора и руководители высшего звена, обычно относятся высокопоставленные руководители организаций, которые достаточно велики для того, чтобы обладать иерархической структурой управления. Аналогичным образом большинство профессий, отнесенных к подгруппе 14 Руководители в сфере гостиничного бизнеса, руководители (управляющие) в магазинах и родственных областях деятельности, относятся к руководителям относительно небольших организаций, в составе которых иерархия руководителей обычно отсутствует. Работники, отнесенные к подгруппам 12 Корпоративные управляющие и 13 Руководители подразделений попроизводству и специализированным сервисным услугам, могут работать в крупных организациях с иерархической структурой либо в относительно небольших организациях, оказывающих специализированные услуги другим организациям.

190. Несмотря на такую связь, информация о размерах организации, в которой занят отдельный руководитель, обычно не оказывает влияния на решение о том, какой код МСКЗ-08 необходимо присвоить такому занятию. Это объясняется тем, что Основная группа 1 МСКЗ-08 организована по принципу функциональной специализации, а не в соответствии с размерами руководимой организации.

191. Несмотря на то, что большинство, например, руководителей магазинов заведует относительно небольшими учреждениями, руководители крупных супермаркетов и универсальных магазинов также относятся к руководителям магазинов. Наряду с другими руководителями магазинов, их относят к начальной группе 1420 Руководители (управляющие) в розничной и оптовой торговле. В качестве еще одного примера отметим, что к основным характеристикам руководителей высшего звена, отнесенных к малой группе 112, относится тот факт, что они координируют и заведуют деятельностью других руководителей, обладающих широким кругом специализированных функций, и что они подотчетны совету директоров. В первую очередь, это является следствием способа управления и руководства, принятого в организации, и отражает сложность функций организаций, а также их размеры.

192. Следовательно, не рекомендуется пользоваться информацией о размерах организации, в которой занят какой-либо работник, касательно численности работников или оборота либо информацией о численности подконтрольного персонала для проведения различий между руководителями, отнесенными к разным подгруппам основной группы

1. Аналогичным образом информация о размерах организации не должна служить основой для проведения различий между руководителями и индивидуальными предпринимателями, отнесенными к другим основным группам. Наиболее надежным способом проведения различий в ходе сбора статистических и административных данных является сбор информации как о наименовании профессии или работы, так и об основных задачах и обязанностях.

4.4 Родственные профессии с различными уровнями квалификации

4.4.1 Общие принципы

193. Как в МСКЗ-88, так и в МСКЗ-08 имеется ряд случаев, когда профессии, относительно схожие между собой в плане специализации, отнесены к разным основным группам по причине различного уровня квалификации. В то время как различия между такими профессиими часто бывают явными и понятными, есть ряд случаев, требующих взвешенного подхода для надлежащей классификации определенных групп профессий в национальном контексте в соответствии с категориями МСКЗ-08. В целом, в ходе принятия решений о классификации определенных профессий в соответствии с уровнем квалификации следует придерживаться следующих принципов:

(а) Решения следует принимать на основе фактически выполняемых задач, а не на основе уровня квалификации, необходимого в конкретной стране, а также не в соответствии со степенью формального регулирования соответствующего профессии. Таким образом, профессии, предусматривающие выполнение одинаковых задач, всегда классифицируют в одну и ту же группу МСКЗ-08 независимо от различий в национальном обучении или регулировании.

(б) Фактическая квалификация, которой обладает лицо на определенной работе, не должна приниматься во внимание.

(в) Работы, на которых заняты опытные или высококвалифицированные лица, относят к тем же группам, к которым относятся работы, на которых заняты менее квалифицированные лица, если выполняемые задачи являются по существу одинаковыми, даже если более квалифицированные работники могли бы при этом выполнять более трудные или сложные задачи. Например, бригадиров плотников, старших плотников, младших плотников и учеников плотника, занимающихся строительством сооружений из дерева и других материалов, относят к начальной группе 7115 Плотники и столяры. Уровень квалификации определяют на основе требований, предъявляемых к квалифицированным работникам для работы в течение испытательного срока.


194. Разграничение между профессиими, отнесенными к основной группе 9 Неквалифицированные работники, и родственными в плане специализации профессиими, которые отнесены к основным группам 6, 7 и 8, может вызывать существенные трудности при использовании таких       наименований профессий, как «сельскохозяйственный рабочий», «строительный рабочий»,  «промышленный рабочий» или «работник фабрики». Общий принцип, которому нужно следовать, заключается в том, что профессии, отнесенные к основной группе 9, обычно предусматривают выполнение простых и стандартных ручных или физических задач, требующих ограниченного обучения и не более чем базовых навыков, связанных с умением считать, грамотностью и межличностной коммуникацией. Поскольку управление сложным оборудованием не предусмотрено, может требоваться применение ручного инструмента.

195. Там, где вопросы, связанные с границами, могут вызывать наибольшие трудности, в примечаниях, включенных в определения групп в МСКЗ-08, предусмотрены соответствующие рекомендации. Также приведены примеры наименований профессий, включенных в каждую группу. Тем не менее, если известно, что в разных странах для определения профессий, отнесенных к разным группам, используются одни и те же или сходные термины, такие термины обычно не указываются в перечне профессий или в индексах (структурированном указателе наименований профессий) (МСКЗ-08, Том 2). В этих и в других случаях решения необходимо принимать в национальном контексте на основе характера выполняемых работ. Примеры, приведенные ниже, могут заслуживать особого внимания, а также могут служить в качестве иллюстраций для приведенных выше соображений.

4.4.2 Специалисты-профессионалы по медицинскому уходу, средний медицинский персонал здравоохранения и работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу

196. Профессии, наименования которых содержат слова «по уходу», находятся в начальных группах 2221 Специалисты-профессионалы по медицинскому уходу и 3221 Средний медицинский персонал по медицинскому уходу, а также в малой группе 532 Работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными.

197. Границы между этими группами в плане выполняемых задач содержатся в определениях групп и соответствующих примечаниях. В общих словах, специалисты- профессионалы по медицинскому уходу отвечают за планирование и осуществление ухода за пациентами, работая самостоятельно или вместе с врачами и другими специалистами. Средний медицинский персонал по медицинскому уходу обеспечивает базовый медицинский и индивидуальный уход и обычно работает под началом или при поддержке врачебного персонала, специалистов-профессионалов по медицинскому уходу или других специалистов-профессионалов в области здравоохранения. Работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу, обеспечивают индивидуальный уход и помощь при перемещении пациентов и осуществлении повседневной деятельности, однако не оказывают услуги по уходу, выходящие за пределы помощи пациентам с пероральным приемом лекарственных препаратов и переодеванием.

198. Профессии с такими наименованиями, как «медицинская сестра», «дипломированная медицинская сестра», «старшая медицинская сестра», «младшая медицинская сестра», «медсестра», «помощница по уходу», «нянечка» и «санитарка», должны быть отнесены к соответствующей начальной или малой группе МСКЗ-08 на основе использования этих терминов в национальном контексте. Хотя некоторые из этих наименований профессий перечислены в МСКЗ-08 в определениях групп и в указателе, круг обязанностей, выполняемых такими работниками, в разных странах может быть различным, а также может меняться внутри одной страны с течением времени. Следовательно, необходимо учитывать, какие задачи могут или должны выполнять такие работники, учитывая национальный контекст, а также сравнивать эти задачи с перечисленными в описаниях групп в МСКЗ-08, чтобы определить место каждого наименования профессий в классификации. Таким образом, в национальный указатель наименований профессий могут быть включены все соответствующие термины.

4.4.3 Преподаватели в дошкольном образовании и работники по уходу за детьми

199. Профессии, связанные с уходом за детьми дошкольного возраста и их развитием, можно отнести к основной группе 2342 Преподаватели в дошкольном образовании; 5311 Работники по уходу за детьми; или 5312 Помощники учителей.

200. Работы, отнесенные к начальной группе 2342, отличаются от работ, включенных в другие две начальные группы, тем, что в их рамках планируются, организуются и проводятся образовательные и игровые мероприятия, направленные на развитие детей дошкольного возраста. Хотя не рекомендуется учитывать формальную квалификацию отдельных лиц, следует отметить, что к обычным требованиям относится наличие высшего педагогического образования и образования в сфере развития детей дошкольного возраста.

201. Работники по уходу за детьми обеспечивают уход и наблюдение за детьми. Помощники учителей выполняют аналогичные обязанности наряду с другими обязанностями, не связанными с преподаванием, с целью оказания содействия преподавательскому персоналу. Работники, относящиеся к этим двум группам, не занимаются планированием и организацией структурированных игровых или образовательных мероприятий, хотя и могут оказывать содействие в проведении таких мероприятий.

4.4.4 Высококвалифицированные целители и практики традиционной и нетрадиционной медицины и специалисты родственных профессий

202. Разграничение между профессиими, отнесенными к основным группам 2230 Высококвалифицированные целители и практики традиционной и нетрадиционной медицины и 3230 Целители и практики традиционной и нетрадиционной медицины, может являться источником неопределенности, в особенности, в тех странах, в которых этот тип медицинской практики не относится к основному направлению медицинской помощи.

203. Ключевым моментом является то, что высококвалифицированные целители и практики традиционной и нетрадиционной медицины разрабатывают и применяют схемы лечения человеческих болезней, используя знания, навыки и опыт, квалифицированное применение которых требует глубокого знания теорий, убеждений и опыта, которые накапливаются в определенных культурах. Профессии, которые требуют менее глубокого понимания на основании относительно коротких сроков формального или неформального образования и подготовки, либо понимания, приобретенного неформальным путем посредством традиций и практик сообществ, в которых они появились, относят к начальной группе 3230 Целители и практики традиционной и нетрадиционной медицины.

204. Исчерпывающий перечень наименований профессий, включенных в каждую из этих групп, включен в описания начальных групп и в индексы наименований профессий МСКЗ-08, доступные на веб-сайте МСКЗ. Тем не менее, такие наименования профессий необходимо истолковывать в национальном контексте с осторожностью, поскольку объем практики и характер задач, выполняемых работниками, занятыми в рамках данных или родственных профессий, в разных странах может варьировать. В некоторых странах может существовать ограниченная система признания квалификации в области нетрадиционной медицины, либо нормативная система не допускает выполнения определенных задач. Как и для других групп профессий, различие между этими двумя группами должно проводиться на основе задач, выполняемых при таких профессиих в национальных условиях, а не на основе квалификации, которой обладает работник. Например, практиков, осуществляющих лечение в рамках схемы лечения, назначенной другими специалистами, целесообразней относить к начальной группе 3230, а не к начальной группе 2230.

4.4.5 Профессии в сфере приготовления пищи

205. Профессии, в основном связанные с приготовлением, выкладкой и подачей пищи для непосредственного употребления, можно отнести к одной из следующих начальных групп:

3434 Шеф-повара

5120 Повара

9411 Изготовители пищи быстрого приготовления

9412 Помощники на кухне


206. При определении границ между этими группами представляют интерес следующие соображения:

(а) Шеф-повара, отнесенные к начальной группе 3434, планируют и разрабатывают рецепты и меню, создают блюда и заведуют процессом планирования, организации, подготовки и приготовления пищи.

(б) Повара, отнесенные к начальной группе 5120, планируют, организовывают, подготавливают и готовят различные блюда по рецептам и под началом шеф- поваров. Они обычно не разрабатывают меню и не создают новые блюда.

(в) Изготовители пищи быстрого приготовления, отнесенные к начальной группе 9411, подготавливают и готовят на заказ ограниченный ассортимент продуктов или напитков с использованием простого процесса приготовления и небольшого количества ингредиентов. Ключевой момент заключается в том, что готовятся пища и напитки, приготовление которых не требует особых навыков.

(г) Помощники на кухне в основном помогают поварам, шеф-поварам и официантам, поддерживая чистоту и порядок на кухне и в зонах работы с продуктами питания, а также оказывают помощь при выполнении базовых задач, связанных с приготовлением пищи.

(д) Работы, сочетающие в себе простые операции по приготовлению пищи со значительным компонентом, связанным с обслуживанием клиентов, обычно относят к одной из следующих начальных групп в зависимости от ситуации:


5131 Официанты

5212 Уличные торговцы продовольственными товарами

5246 Работники прилавка, обслуживающие посетителей мест общественного питания


В этом случае более высокий уровень квалификации, необходимый для обслуживания клиентов, имеет более высокий приоритет по сравнению с простыми навыками по приготовлению пищи в соответствии с правилом приоритета (a), приведенным в Разделе 4.2 выше.

(е) Шеф-поваров и поваров, которые готовят более сложные блюда, а также непосредственно обслуживают клиентов, следует классифицировать как шеф- поваров или поваров в соответствии с правилом приоритета (б) , приведенным в Подразделе 4.2 выше.


207. Несмотря на то, что границы между этими группами очерчены относительно четко, на практике могут возникать сложности при определении национальных правил классификации конкретных профессий на основе таких ограниченных сведений, как наименование профессии и краткое описание задач. Профессии, наименования которых содержат слова «шеф-повар» или «главный повар», с уверенностью можно относить к начальной группе 3434 Шеф-повара.11 Термин «повар» без дальнейших пояснений или информации обычно относят к группе 5120 Повара.

208. Если указан тип приготовляемой пищи, может возникнуть необходимость в рассмотрении используемого процесса приготовления, а также того, подлежат ли такие продукты в целом приготовлению в соответствии с простой и заранее определенной процедурой. Например, профессии с наименованиями типа «повар по приготовлению гамбургеров» обычно относят к начальной группе 9411 Изготовители пищи быстрого приготовления. Во многих случаях информация о работодателе может быть полезной для определения надлежащего кода. Например, целесообразно относить «поваров», работающих в известных сетях быстрого питания, которые специализируются на продаже гамбургеров или жареных цыплят, к изготовителям пищи быстрого приготовления.

209. Повара, которые специализируются на приготовлении блюд определенной национальной или региональной кухни, обычно готовят широкий ассортимент блюд, поэтому их следует относить к начальной группе 5120 Повара, даже если еду подают в заведении быстрого питания или на вынос.

4.4.6 Экономки и уборщики

210. Экономки, отнесенные к начальной группе 5152, а также домашняя прислуга и уборщики, отнесенные к начальной группе 9111, выполняют ряд общих задач. Основное различие заключается в том, что экономки отвечают за организацию и контроль хозяйственных работ в частных домах, а также сами выполняют некоторые или все из этих работ. Домашняя прислуга и уборщики, с другой стороны, выполняют эти функции под контролем лица, работающего в качестве экономки, или члена семьи, который берет на себя ответственность по организации хозяйственных работ.

4.5 Границы между группами профессий в сельском, лесном и рыбном хозяйствах

211. При классификации профессий в сельском, лесном и рыбном хозяйствах особое внимание следует уделять границам между следующими группами:

руководители подразделений в сельском и лесном хозяйствах, а также руководители ферм;

производители смешанной растениеводческой и животноводческой продукции, а также специализированные производители растениеводческой или животноводческой продукции;

профессии, отнесенные к подгруппе 63 Квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления, и профессии, отнесенные к «производящим товарную продукцию» подгруппам 61 и 62;

квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства, отнесенные к основной группе 6, и неквалифицированные работники, отнесенные к основной группе 9 Неквалифицированные работники.


4.5.1 Руководители подразделений в сельском хозяйстве, фермеры и руководители ферм

212. Малая группа 131 Руководители подразделений в сельском, лесном и рыбном хозяйствах ограничена теми, кто заведует производством крупных сельскохозяйственных, садоводческих, лесных, рыбоводческих и рыбных хозяйств. К таким хозяйствам могут относиться крупные плантации, ранчо, коллективные хозяйства и кооперативы. Обычно такие предприятия обладают иерархической структурой управления, а руководители подразделений подотчетны управляющему директору.

213. С другой стороны, «фермеры» обычно владеют своей собственной фермой и эксплуатируют ее. Они выполняют ряд руководящих задач и задач, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством. Их относят к соответствующей основной группе 6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства в зависимости от типа фермы, которую они эксплуатируют.

214. Несмотря на то, что различие между этими двумя группами является довольно четким, на практике могут возникать трудности с отнесением профессий с таким наименованием, как «руководитель фермы», к основной группе 1 или основной группе 6. Эти термины чаще всего могут использоваться в ситуациях, когда владелец фермы нанимает работника для управления фермой. Такой работник, по существу, выполняет те же задачи,  что  и  фермер,  который  владеет  фермой  и  управляет  ею,  и  подлежит классификации в соответствии с основной группой 6. Различием между фермером и руководителем фермы в таких случаях является в основном функция статуса занятости (МОТ, 1993), а не занятие в соответствии с определением типа выполняемой работы, и обычно не связано с определением наиболее приемлемого кода МСКЗ-08 для информации о конкретных работах (см. Подраздел 4.3.2 выше).

215. Тем не менее, в некоторых случаях такие наименования профессий, как «руководитель фермы» и «управляющий ранчо», могут указывать на управление производством крупномасштабных предприятий с наличием иерархии руководителей. В этом случае для разработки соответствующего национального подхода к кодированию таких профессий может понадобиться рассмотреть способ организации сельскохозяйственного производства на национальном уровне, а также использование наименований профессий в национальном контексте.

4.5.2 Профессии в сфере производства смешанной и специализированной растениеводческой и животноводческой продукции

216. В примечаниях, предусмотренных к определению начальной группы 6130 Товарные производители смешанной растениеводческой и животноводческой продукции, указано, что в эту группу не включают работников сельского хозяйства, основные задачи которых связаны с разведением животных или выращиванием растениеводческой продукции, а также связаны с побочной деятельностью по выращиванию растениеводческой продукции или уходу за животными, соответственно. Тем не менее, в ходе сбора статистических сведений проведение различий между производством смешанной и специализированной продукции может вызывать некоторые трудности.

217. В некоторых случаях достаточно наименования профессии. Например, если в ответе на вопрос о роде профессий в рамках исследования указано, что кто-то занимается «выращиванием фруктов и овощей» или является «пастухом», нет необходимости в запрашивании дополнительных сведений. Во многих случаях информация об основных задачах также является достаточной. Например, «фермер», к основным задачам которого относится «выращивание овец и пшеницы» или «эксплуатация животноводческой фермы и фермы по выращиванию пшеницы», будет отнесен к начальной группе 6130 Товарные производители смешанной растениеводческой и животноводческой продукции.

218. Если информация о наименовании профессии и выполняемых задачах не является достаточной, может оказаться полезной информация о роде экономической деятельности (отрасли) предприятия, в котором занято соответствующее лицо, хотя к таким сведениям следует подходить взвешенно. К примеру, разумно предположить, что квалифицированный работник животноводческой фермы может быть отнесен к начальной группе 6121 Производители мясной и молочной продукции. Тем не менее, некоторые отдельные работники на смешанных фермах могут специализироваться на производстве животноводческой или растениеводческой продукции. Например, на смешанных фермах могут работать как пастухи, так и обрезчики деревьев.

219. Информация о роде экономической деятельности может быть предоставлена в письменной форме в ответ на вопросы о предприятии, на котором занят работник, или в форме кодовой информации, связанной с классификацией экономической деятельности. Особую осмотрительность следует проявлять при использовании кодовой информации о роде экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий при присваивании кодов профессий для их работников. Такая осмотрительность связана с тем, что правила приоритета, применяемые для определения преобладающей деятельности в целях экономической статистики, могут не соответствовать целям классификации профессий на основе типа выполняемой работы, определенной в терминах требований к квалификации. Например, в текущей версии Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК, Версия 4) указано, что «если производство растениеводческой или животноводческой продукции на данном предприятии составляет 66% или более от стандартной валовой прибыли, смешанная деятельность не подлежит отнесению» к Классу 0150 «Смешанное хозяйство», а подлежит классификации в качестве животноводческого хозяйства (ООН, 2008, стр. 72). Таким образом, работники, которые специализируются на производстве растениеводческой или животноводческой продукции, могут работать на смешанных фермах, которые связаны с производством растениеводческой или животноводческой продукции в соответствии с категориями МСОК.

220. Поскольку не представляется возможным предусмотреть строгие правила, которые подлежат применению в любых ситуациях и национальных контекстах, из приведенной выше информации следует, что сведения о роде экономической деятельности предприятия обычно не имеют более высокий приоритет, чем сведения о наименовании профессии и выполняемых задачах. Важно отметить, что при выборе наиболее подходящего кода профессии важнее всего принимать во внимание навыки, необходимые для выполнения определенной работы. Таким образом, если навыки, связанные с разведением животных или производством растениеводческой продукции, относятся к существенным требованиям, такое занятие необходимо отнести к профессиим в сфере производства смешанной и специализированной растениеводческой и животноводческой продукции.

4.5.3 Работники, производящие товарную продукцию или продукцию для личного потребления

221. Особое внимание следует уделять разграничению между работниками сельского хозяйства и рыболовства, производящими продукцию для личного потребления, и работниками, производящими товарную продукцию. Как указано в Разделе 3.5 выше, работников относят к подгруппе 63 Квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления, если основной целью производства является обеспечение пищи, крова и других товаров для употребления домочадцами работника.

222. В большинстве случаев при занятии производством продукции для личного потребления некоторые товары продаются для обеспечения минимального денежного дохода. Если денежный доход или обмен отсутствуют, любое производство товаров для собственного потребления должно считаться занятостью и подлежит классификации в качестве производства продукции для личного потребления. Аналогично, если товары производятся с большим излишком, и продается больше товаров, чем употребляется, но основной целью производства является собственное потребление, такое занятие все равно необходимо относить к подгруппе 63. Работы относят к группам товарных производителей сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции или охотников только в том случае, если только основной целью деятельности является производство продукции для рынка.

223. В некоторых (главным образом, промышленно развитых) странах фермерство с целью производства продукции для личного потребления может быть редким явлением или отсутствовать вовсе, при этом может отсутствовать необходимость предусмотреть или даже включить в национальные версии МСКЗ-08 отдельную группу для профессий, связанных с производством продукции для собственного потребления. Тем не менее, вот многих странах фермерство с целью производства продукции для личного потребления составляет существенную долю занятости в сельской местности, поэтому проведение различия между производством товарной продукции и продукции для собственного потребления может иметь важное значение для широкого спектра целей, связанных с социальной, экономической политикой и политикой на рынке труда.

224. В странах, в которых для работников, занятых производством продукции для собственного потребления и товарной продукции, используются отдельные наименования профессий, эти наименования подлежат включению в национальный указатель наименований профессий вместе с соответствующими кодами классификации. В противном случае сведения о выполняемых задачах вряд ли будут содержать достаточно информации для надежной идентификации работников, занятых производством продукции для собственного потребления, поскольку такие работники выполняют множество задач, сходных с задачами работников, производящих товарную продукцию. Если фермерство с целью производства продукции для личного потребления играет большую роль, следовательно, можно рассмотреть возможность включения дополнительных вопросов об основной цели производства продукции – для продажи или в основном для семейного или домашнего использования. Этот вопрос можно задавать в контексте других вопросов о занятии (наименование и задачи) или в связи с вопросами об экономической деятельности и статусе занятости. При включении этого вопроса в обследование или опрос домашних хозяйств очень важно обеспечить использование ответов на него в процессе кодирования или редактирования профессий.

225. Предложения по поводу подготовки и проверки вопросов, связанных с фермерством с целью производства продукции для личного потребления, включены в Раздел 6.

4.5.4 Квалифицированные работники сельского хозяйства (основная группа 6)и неквалифицированные рабочие сельского хозяйства (основная группа 9)

226. Работники из подгруппы 92 Неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства выполняют ограниченное число простых и стандартных физических задач, требующих ограниченного обучения или опыта. Работники, относящиеся к основной группе 6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства, выполняют широкий спектр задач, обычно требующих навыков, которые приобретаются в процессе приобретения опыта и/или интенсивного обучения. Следует отметить, что стандартные ручные задачи могут требовать применения механизированного ручного инструмента, для овладения которым требуется ограниченное обучение.

227. В некоторых случаях только наименования профессии может быть достаточно для того, чтобы провести различие между квалифицированными и неквалифицированными работниками сельского хозяйства. К примеру, наименования профессий, ключевым словом в которых являются такие существительные, как «фермер», «плодовод», «пастух», «обрезчик», «стригальщик», указывают на то, что эти профессии связаны с выполнением широкого спектра задач или с наличием специализированной квалификации, требующей наличие интенсивного обучения или опыта, поэтому их следует относить к основной группе 6. Аналогично, такие наименования профессий, как «сельскохозяйственный работник», «сборщик фруктов» или «уборщик сахарного тростника», могут указывать на стандартные или монотонные операции, требующие ограниченного обучения или инициативы.

228. Тем не менее, такие наименования профессий, как «рабочий фермы» или «помощник на ферме», могут требовать большего внимания, поскольку они указывают на тот факт, что работник работает на ферме, а не на требуемый уровень квалификации или ответственности. В таких случаях необходимо учитывать использование терминологии в национальном контексте и в определенных сельскохозяйственных условиях. К примеру, термин «помощник по уходу за скотом» может использоваться в некоторых странах для обозначения работника, отвечающего за уход за сельскохозяйственными животными на животноводческой ферме и за их здоровье, и таких работников следует относить к начальной группе 6121 Производители мясной и молочной продукции. Тем не менее, термин «помощник по саду» используется скорее для обозначения работника, который занимается сбором фруктов и выполняет другие стандартные задачи, чем для обозначения работника, который обрезает деревья, проверяет урожай на наличие заболеваний и следит за здоровьем и продуктивностью плодоносящих деревьев.

229. Соответственно, может оказаться полезным сочетание информации о наименовании профессии со сведениями о задачах или иной квалификационной информацией. К примеру, работника молочной фермы, занимающегося доением коров, следует отнести к начальной группе 6121 Производители мясной и молочной продукции, а помощника по молочной ферме, который чистит стойла для животных, нужно отнести к начальной группе 9212 Неквалифицированные рабочие в животноводстве. Если выполняется комбинация разных задач, включая задачи, требующие инициативы или более высокой квалификации, более приемлемой может оказаться основная группа 6.

230. Также важно отметить, что некоторые неквалифицированные профессии, чаще всего встречающиеся в сельской местности или на фермах, также могут встречаться в несельскохозяйственных регионах и могут быть не связаны непосредственно с животными или урожаем. Такие профессии относят к соответствующим группам за пределами подгруппы 92 Неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства. Например, канавокопателей относят к начальной группе 9312 Неквалифицированные рабочие, занятые на строительстве и ремонте дорог, плотин и аналогичных гражданских сооружений, а водовозов относят к начальной группе 9624 Развозчики воды и сборщики дров.

4.5.5 Эксплуатация фермской и лесохозяйственной техники

231. Наконец, следует отметить, что многие квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства управляют специализированными механизмами, например, тракторами, а также водят моторные средства передвижения в рамках своей повседневной деятельности. Работы, которые требуют управления механизмами в сочетании со спектром других квалифицированных сельскохозяйственных работ, относят к основной группе 6. Таких работников, как комбайнеры, которые специализируются на управлении механизмами, но время от времени могут выполнять другие обязанности в сельском или лесном хозяйстве, следует относить к соответствующей начальной группе сообразно типу механизмов, которыми они управляют. В большинстве случаев их относят к начальной группе 8341 Операторы моторизованного сельскохозяйственного оборудования и оборудования лесных хозяйств.