39. Концептуальные рамки и понятия, лежащие в основе МСКЗ-08, не претерпели существенных изменений по сравнению с МСКЗ-88. Для устранения недостатков, присутствовавших в МСКЗ-88, при необходимости были обновлены определения этих понятий, а также расширены и уточнены рекомендации по их использованию в составе классификации.
40. Концептуальная основа, использованная для разработки и построения МСКЗ-08, базируется на двух основных понятиях: понятии работа и понятии квалификация.
41. Понятие работа определено в МСКЗ-08 как «набор задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом, в том числе для работодателя или в рамках индивидуальной трудовой деятельности».
42. Профессия относится к виду работ, осуществляемых на рабочем месте. Понятие профессия определено как «набор работ, характеризующихся высокой степенью схожести выполняемых основных задач и обязанностей». Человек может быть связано с определенной профессией посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы.
43. Понятие квалификация определено как способность работника выполнять конкретной задачи и обязанности в рамках определенной работы. В соответствии с целями МСКЗ-08 используются два параметра квалификации для распределения профессий по группам: уровень квалификации и квалификационная специализация.
44. Понятие уровень квалификации определено как показатель сложности и объема задач, а также обязанностей, выполняемых в рамках профессии. Уровень квалификации определяют с учетом одного или нескольких из следующих факторов:
• характер работы, выполняемой в рамках определенной профессии, в соответствии с типичными задачами и обязанностями, определенными для каждого уровня квалификации в МСКЗ-08;
• уровень формального образования в соответствии с определениями Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011) (UNESCO, 2011), необходимый для компетентного выполнения соответствующих задач и обязанностей;
• объем неформального обучения по месту работы и/или предыдущего опыта работы для аналогичной профессии, необходимый для компетентного выполнения таких задач и обязанностей.
45. Понятие уровня квалификации в основном применяется для верхнего уровня классификации (основная группа), причем выделяется скорее первый из этих рабочих показателей (характер выполняемой работы), чем требования к формальному и неформальному образованию и обучению.
46. Учитывая международный характер классификации, были определены только четыре широких уровня квалификации. В результате в восемь из десяти основных групп МСКЗ-08 были включены профессии только для одного из четырех уровней квалификации. Например, в Основную группу 2 МСКЗ Специалисты-профессионалы включены только профессии с наивысшим уровнем квалификации МСКЗ – четвертым уровнем квалификации. Во все группы ниже уровня основной группы включены профессии только с одним уровнем квалификации.
47. Квалификационная специализация рассматривается в рамках четырех понятий:
• область требуемых знаний;
• используемые инструменты и машины;
• обрабатываемые или используемые материалы;
• виды производимых товаров или услуг.
48. Внутри каждой из основных групп профессий подразделены на начальные группы, малые группы и подгруппы, главным образом, на основе параметров квалификационной специализации. В случае основной группы 1 Руководители МСКЗ-08 и основной группы 0 Военнослужащие понятие уровня квалификации применимо в основном ко второму иерархическому уровню.
49. Ниже приведены определения четырех уровней квалификации МСКЗ-08. Эти определения не изменяют границы между уровнями квалификации, использовавшимися в МСКЗ-88. Они служат для разъяснения этих границ и рассмотрения случаев, когда требования к формальному образованию могут оказаться не самым подходящим способом определения уровня квалификации для определенной профессии. В каждом определении приведены примеры:
• типичных или характерных задач, выполняемых на каждом уровне квалификации;
• типов требуемой квалификации (в общих чертах);
• типичных профессий, отнесенных к такому уровню квалификации.
50. Профессии на первом уровне квалификации обычно связаны с выполнением простых и стандартных физических задач или задач на ручную работу. Для них может требоваться использование ручного инструмента, например, лопат, либо простого электрооборудования, например, пылесосов. К ним относятся такие задачи, как уборка; земляные работы; ручной подъем и перенос материалов; ручная сортировка, хранение или сбор товаров (иногда в рамках механизированных операций); управление безмоторными транспортными средствами; сбор фруктов и овощей.
51. Многие профессии на первом уровне квалификации могут требовать физической силы и/или выносливости. Для некоторых видов работ может требоваться наличие таких базовых навыков, как умение читать и считать. Если эти навыки необходимы, они не могут составлять основную часть работы.
52. Для квалифицированного выполнения работы в рамках некоторых профессий, отнесенных к первому уровню квалификации, может потребоватся завершенное начальное образование и/или первый этап среднего образования (1 уровень МСКО-97). Для некоторых видов работ может требоваться кратковременное обучение по месту работы.
53. Профессии, отнесенные к первому уровню квалификации, включают в себя следующие: уборщики в учреждениях, грузчики, неквалифицированные рабочие в садоводстве и помощники на кухне.
54. Профессии на втором уровне квалификации обычно связаны с выполнением таких задач, как управление механизмами и электронным оборудованием; вождение транспортных средств, техническое обеспечение и ремонт электрического и механического оборудования; а также обработка, заказ и хранение информации.
55. Для большинства профессий, отнесенных ко второму уровню квалификации, крайне важны такие навыки, как умение читать информацию, например, инструкции по технике безопасности, составлять письменные отчеты о проделанной работе, а также без ошибок осуществлять простые арифметические вычисления. Многие профессии, отнесенные к этому уровню квалификации, требуют относительно высокой грамотности и умения считать, а также хороших навыков межличностной коммуникации. Для некоторых профессий эти навыки необходимы для выполнения существенной части работы. Многие профессии, отнесенные к этому уровню квалификации, требуют высокого уровня мелкой моторики.
56. Знания и навыки, необходимые для компетентного выполнения работы в рамках занятий, отнесенных ко второму уровню квалификации, обычно получают посредством завершения первого этапа среднего образование (2 уровень МСКО-97). Для некоторых занятий требуется завершение второго уровня среднего образования (3 уровень МСКО-97), что может включать в себя существенную часть специального профессионального образования и обучения по месте работы. Некоторые занятия требуют завершения специального профессионального образования после завершения среднего образования (четвертый уровень МСКО-97). В некоторых случаях при обретение опыта и обучение по месту работы могут заменять формальное образование.
57. Профессии, отнесенные ко второму уровню квалификации, включают в себя следующие: обработчики и изготовители мясных продуктов питания, водители автобусов, секретари, служащие по бухгалтерским операциям, операторы швейного оборудования, женские портные, помощники продавцов магазинов, полицейские, парикмахеры, электрики в строительстве и механики.
58. Профессии на третьем уровне квалификации обычно связаны с выполнением сложных технических или практических задач, требующих широкого спектра фактических, технических и процедурных знаний в специальной области. Примеры специальных задач включают в себя: обеспечение соответствия нормам охраны труда, безопасности и сопутствующим нормам; подготовку подробных смет количества и стоимости материалов и рабочей силы, необходимых для определенных проектов; координирование, надзор, контроль и составление графиков работы других работников; осуществление технических функций в помощь профессионалам.
59. Профессии, отнесенные к этому уровню квалификации, требуют высокого уровня грамотности и умения считать, а также хорошо развитых навыков межличностной коммуникации. К таким навыкам могут относиться способность понимать сложный письменный материал, составлять отчеты о фактическом положении дел и осуществлять вербальную коммуникацию в трудных обстоятельствах.
60. Знания и навыки, необходимые для квалифицированного выполнения работы в рамках занятий, отнесенных к третьему уровню квалификации, обычно получают в результате посещения высшего учебного заведения в течение 1-3 лет после завершения среднего образования (уровень 5b МСКО-97). В некоторых случаях большой опыт соответствующей работы и продолжительное обучение по месту работы могут заменять формальное образование.
61. Профессии, отнесенные к третьему уровню квалификации, включают в себя следующие: руководители в магазинах, персонал медицинских лабораторий, юридический среднетехнический персонал, агенты по коммерческим продажам, медицинские рентгенолаборанты-диагносты, специалисты-техники по компьютерной поддержке, специалисты-техники по радио- и телевещанию и звукозаписи.
62. Профессии на четвертом уровне квалификации обычно связаны с выполнением задач, требующих решения сложных проблем, принятия решений и творческого подхода на основе широкого спектра теоретических и фактических знаний в специальной области. К типичным выполняемым задачам относятся анализ и исследования с целью расширения человеческих знаний в определенной области, диагностика и лечение заболеваний, передача знаний другим людям, проектирование сооружений или оборудования, а также планирование процессов строительства и производства.
63. Профессии, отнесенные к этому уровню квалификации, обычно требуют высокого уровня грамотности и способностей к математическому мышлению, иногда на очень высоком уровне, а также отличных навыков межличностной коммуникации. К таким навыкам могут относиться способность понимать сложный письменный материал, передавать сложные идеи посредством таких носителей, как книги, изображения, представления, отчеты и устные презентации.
64. Знания и навыки, необходимые для квалифицированного выполнения работы в рамках занятий, отнесенных к четвертому уровню квалификации, обычно получают в результате обучения в высшем учебном заведении в течение 3-6 лет и получения первой степени или высшей квалификации (уровень 5a или выше МСКО-97). В некоторых случаях обширный опыт и обучение по месту работы могут заменять формальное образование либо могут требоваться в дополнение к формальному образованию. Во многих случаях прохождение соответствующих официальных квалификационных испытаний является существенным требованием для трудоустройства.
65. Профессии, отнесенные к четвертому уровню квалификации, включают в себя следующие: руководители, преподаватели университетов и других учебных заведений, инженеры, физики, астрономы, химики, геологи, математики, биологи, архитекторы, врачи и др.
66. Связь между десятью основными группами МСКЗ-08 и четырьмя уровнями квалификации описана в таблице 1. Внутри основной группы 1 профессии из подгруппы 14 Руководители в сфере гостиничного бизнеса, руководители (управляющие) в магазинах и родственных областях деятельности относятся к третьему уровню квалификации. Все другие профессии в основной группе 1 относятся к четвертому уровню квалификации. Внутри основной группы 0 Военнослужащие каждая из трех подгрупп находится на разном уровне квалификации.
Таблица 1 Соответствие между основными группами МСКЗ-08 и уровнями квалификации
Основные группы МСКП-08 |
Уровень квалификации |
1 Руководители |
3 + 4 |
2 Специалисты-профессионалы |
4 |
3 Специалисты-техники и иной средний специальный персонал |
3 |
4 Служащие 5 Работники сферы обслуживания и торговли 6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыбоводства и рыболовства 7 Квалифицированные рабочие промышленности и рабочие родственных профессий 8 Операторы и сборщики промышленных установок и машин |
2 |
9 Неквалифицированные работники |
1 |
0 Военнослужащие |
1 + 2 + 4 |
Уровни квалификации МСКЗ-08 |
Группы МСКО-97 |
4 |
6 Второй этап высшего образования (для получения повышенной исследовательской квалификации) 5a Первый этап высшего образования, 1-я степень (средняя продолжительность) |
3 |
5б Первый этап высшего образования (короткая или средняя продолжительность) |
2 |
4 Послешкольное, но не высшее образование 3 Старшая ступень среднего образование 2 Младшая ступень среднего образование |
1 |
1 Начальная ступень образования |
3 На момент публикации подразумевается, что 2011 г. может быть завершен пересмотр МСКО-97. Поскольку никакие изменения границ между уровнями квалификации МСКЗ-08 не предусмотрены, МОТ предоставит сведения о связи между новыми уровнями образования МСКО и уровнями квалификации МСКЗ-08.
68. Использование категорий МСКО для определения четырех уровней квалификации не означает, что квалификация, необходимая для выполнения задач и обязанностей в рамках определенной работы, может быть получена только посредством формального образования. Квалификация может быть достигнута (и часто достигается) через неформальное обучение и опыт. Кроме того, следует особо отметить, что в МСКЗ-08 упор делается на квалификацию, необходимую для выполнения конкретных задач и обязанностей в рамках определенного профессии, а не на то, является ли работник, занятый в рамках определенного профессии, более квалифицированным, чем другой работник в рамках этого же профессии.
69. Таким образом, требования к формальному образованию и обучению представляют собой только лишь один из компонентов для определения уровня квалификации, поэтому их следует рассматривать в качестве ориентировочных. Наиболее важным определяющим фактором уровня квалификации является характер задач, выполняемых при определенном занятии, относительно типичных задач, определенных для каждого уровня квалификации. Тем не менее, при рассмотрении этих задач следует отметить, что уровень базовых навыков (навыков, не связанных с какой-то определенной группой профессий и требуемых для выполнения многих видов работ) может существенно различаться для разных профессий вследствие характера работы. Например, для страховых агентов, отнесенных к третьему уровню квалификации, может требоваться более высокий уровень навыков межличностной коммуникации, чем для разработчиков программного обеспечения, отнесенных к четвертому уровню квалификации, – в основном из-за различий в характере выполняемой работы.
70. Поскольку классифицируемой категорией является работа, а не лицо, выполняющее эту работу, нет необходимости учитывать навыки или квалификацию лица, чтобы осуществить классификацию работы. Для того чтобы работу какого-либо лица можно было отнести к определенному уровню квалификации МСКЗ-08, этому лицу необязательно обладать квалификацией определенного уровня. Таким образом, лицо, например, выполняющее работу, которая требует выполнения задач каменщика, должно быть отнесено к начальной группе 7112 Каменщики (по кирпичу и камню) и рабочие родственных профессий независимо от того, обладает ли такое лицо формальной квалификацией в качестве каменщика, а также независимо от того, является ли оно хорошим, плохим или посредственным каменщиком. Аналогичным образом, лицо, выполняющее определенную работу, которая требует выполнения задач ветеринарного врача, должно быть отнесено к начальной группе 2250 Ветеринарные врачи независимо от того, обладает ли такое лицо формальной квалификацией в качестве ветеринарного врача, либо от того, обладает ли оно необходимой компетенцией для выполнения таких задач.
71. Наконец, следует отметить, что понятие уровня квалификации применяется с учетом уровня навыков, необходимых для квалифицированного выполнения задач, требуемых для работы в течение испытательного срока в определенной группе профессий. Следовательно, некоторые лица, выполняющие работу в рамках профессий, отнесенных к определенному уровню квалификации, могут обладать более высокой или более низкой квалификацией. Уровень квалификации, требуемый для более высоких должностей в рамках определенного профессии, также может быть выше уровня квалификации, который требуется для такого профессии в целом.
72. Особенно важным изменением в плане применения понятия уровня квалификации к структуре МСКЗ-08 является принцип, согласно которому профессии, предполагающие выполнение одинаковых задач, подлежат одинаковой классификации даже при наличии разных требований к необходимому или уже имеющемуся формальному образованию в разных странах.
73. Основная проблема, выявленная пользователями МСКЗ-88, была связана с профессиими, требовавшими выполнения аналогичных задач и обязанностей (или аналогичного содержания), но обладавшими разными (более высокими или более низкими) требованиями к уровню квалификации, определяемыми в разных странах на основе требований к формальному образованию. Это объяснялось тем, что с учетом различий между национальными системами образования одно и то же занятие, требующее выполнения по существу одного и того же набора задач и обязанностей, может быть поручено лицам с различными уровнями формального образования, что не повлияет науровень квалификации, требуемый для квалифицированного выполнения задач. 4
4 Тем не менее, можно предположить, что более высококвалифицированные лица или лица с большим опытом работы могут выполнять те же самые задачи на более высоком уровне, чем менее квалифицированные лица.
74. В руководстве по МСКЗ-88 рекомендовалось относить профессии с более высокими или более низкими требованиями к уровню квалификации в национальном контексте, чем требования, предусмотренные МСКЗ-88, к основной группе, соответствующей уровню квалификации, требуемому для выполнения такой работы в соответствующих странах. Такой подход приводил к снижению международной сопоставимости, поскольку профессии со сходным содержанием в плане выполняемых задач относили к различным основным группам МСКЗ-88 в зависимости от страны. В частности, это обстоятельство особенно проявлялось в том случае, когда уровень квалификации истолковывался в первую очередь в плане уровня формального образования и обучения, требуемого в условиях конкретной страны.
75. В качестве двух наглядных примеров такой проблемы, связанной с МСКЗ-88, можно привести классификацию медицинских сестер и преподавателей в начальной школе и дошкольном образовании. В некоторых странах для работы медицинской сестрой и преподавателем требуется университетское образование, в то время как в других странах такое требование отсутствует. На момент принятия МСКЗ-88 эта ситуация была разрешена путем отнесения этих профессий к параллельным малым группам в основных группах 2 и 3. Эти группы профессий подлежали использованию попеременно, то есть странам надлежало относить всех преподавателей и всех медицинских сестер к основной группе 2 или к основной группе 3, за исключением случаев, когда в пределах страны имелись действительные различия между выполняемыми задачами и обязанностями. Если учесть, что определения таких профессий в МСКЗ-88, как преподаватели и медицинские сестры, были идентичными в обеих основных группах, становится понятным, что некоторые страны проводили различия между специалистами- профессионалами и среднетехническим персоналом на основе уровня образования работника либо на основе стандартных требований к образованию, действовавших в стране, а не на основе фактически выполняемых задач и обязанностей.
76. В МСКЗ-08 эта проблема решена благодаря тому, что содержанию работы (то есть задачам и обязанностям) был отдан более высокий приоритет по сравнению с национальными требованиями к образованию и обучению. Иными словами, профессии, связанные с выполнением по существу одного и того же набора задач и обязанностей, всегда относят к одной и той же категории МСКЗ-08, даже если национальные требования к образованию и обучению, определенные в терминах формального образования, являются различными. Предполагается, что это повысит международную сопоставимость.
77. Был разработан комплекс принципов и рекомендаций, призванный оказать содействие при принятии решений о том, какой уровень квалификации должен быть присвоен профессиим, если в разных странах предусмотрены различные требования к образованию и обучению. Эти принципы изложены ниже и применяются в порядке очередности, чтобы помочь определить место в структуре МСКЗ-08 для классификации определенных профессий.
(а) Сложность и объем задач и обязанностей, связанных с конкретным занятием, учитывали в связи с определениями для каждого уровня квалификации, отдельно учитывая типичные задачи и обязанности, связанные с каждым уровнем квалификации.
(б) Если требования к формальному образованию различались лишь в небольшом количестве стран, уровень квалификации определяли на основе требований, применимых в большинстве стран.
(в) Если соображений, приведенных выше в пунктах (a) и (б), было недостаточно для проведения различий между первым и вторым уровнями квалификации, профессии, требующие в некоторых странах завершения первой ступени среднего образования (второй уровень МСКО-97), а в других странах – завершения только начального образования (первый уровень МСКО-97), относили к первому уровню квалификации. Такой подход был принят потому, что во многих промышленно развитых странах первая ступень среднего образования является всеобщей в большей или меньшей степени. При таких обстоятельствах лица, не завершившие первую ступень среднего образования, не могут получить даже самую неквалифицированную работу.
(г) Если соображений, приведенных выше в пунктах (a), (б) и (в), было недостаточно, для определения уровня квалификации для какого-либо профессии обычно использовали обстоятельства, превалирующие в промышленно развитых странах, однако при наличии последовательного подхода в явном большинстве из этих стран. Например, если получение определенной степени требовалось для какого-либо профессии в менее чем половине стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако в большинстве других стран требовался диплом о получении двухгодичного образования, это служило достаточным основанием для отнесения профессии к третьему уровню квалификации. Численность населения страны и количество стран также принимали во внимание в процессе принятия решений такого рода. Причина принятия такого подхода заключалась в том, что превалирующая ситуация в промышленно развитых странах с высокой вероятностью способна постепенно стать нормой и в других странах. Более того, в целях трудовой миграции требовался более высокий уровень квалификации.
78. МСКЗ-08 составлена таким образом, что профессии отнесены к одной из 436 начальных групп на наиболее детальном иерархическом уровне классификации. Предполагается, что все профессии, существующие в мире, могут быть отнесены к одной (и только одной) из этих начальных групп. В общих чертах, каждая из начальных групп состоит из нескольких «профессий», характеризующихся высокой степенью совпадения в плане уровня квалификации и квалификационной специализации. Начальные группы, в свою очередь, объединены в малые группы, малые группы – в подгруппы, а подгруппы – в основные группы на основе понятия уровня квалификации и на основании последовательно более широкого применения понятия квалификационной специализации.
79. Все основные группы МСКЗ-08, за исключением двух, содержат профессии только на одном из четырех уровней квалификации МСКЗ. Все 43 подгруппы содержат профессии только с одним уровнем квалификации. Это значит, что при необходимости данные, классифицированные на уровне подгруппы, основной или начальной группы МСКЗ-08, можно сгруппировать только по уровню квалификации. Это достигается путем создания трех подгрупп в основной группе 0 Военнослужащие для офицеров в действующей армии, военнослужащих неофицерских званий и военнослужащих других званий, а также путем классификции профессий в основной группе 1 Руководители таким образом, чтобы все профессии, не отнесенные к четвертому уровню квалификации, оставались в отдельной подгруппе с третьим уровнем квалификации. Такой подход представляет собой отход от принципов МСКЗ-88, в которой профессии в основной группе 1 Законодатели, старшие должностные лица и управляющие и в основной группе 0 Вооруженные силы не были отнесены к какому-либо уровню квалификации.
80. При взгляде на иерархическую структуру МСКЗ-08 сверху вниз можно увидеть, что каждая из десяти основных групп состоит из двух или более подгрупп, которые, в свою очередь, состоят из одной или более малых групп. Каждая из 131 малых групп состоит из одной или более начальных групп. Каждой основной группе присвоен одноразрядный код. Каждой подгруппе присвоен двухразрядный код, состоящий из кода основной группы плюс еще одна цифра. Аналогичным образом малым группам присвоены трехразрядные коды, а начальным группам – четырехразрядные коды, состоящие из кода более высокого уровня плюс еще одна цифра в каждом случае. Этот принцип можно проиллюстрировать следующим примером:
Основная группа Подгруппа |
5 51 |
Работники сферы обслуживания и торговли Работники сфер индивидуальных услуг
|
Малая группа |
511 |
Обслуживающий персонал в путешествиях, на общественном транспорте и гиды |
Начальные группы |
5111 |
Обслуживающий персонал в пути, бортпроводники и стюарды |
|
5112 |
Кондукторы общественного транспорта |
|
5113 |
Гиды |
81. Другие кодовые обозначения, использованные в МСКЗ-88, также были приняты в МСКЗ-08. В частности, если малая группа содержит только одну начальную группу, то последней цифрой в коде начальной группы будет 0. Если начальная группа представляет собой остаточную группу, ее наименование совпадает с наименованием малой группы, но с добавлением слов «не входящие в другие группы», а последней цифрой кода будет 9.
82. Важно отметить, что, несмотря на то, что некоторые классификационные группы МСКЗ-88 и не подверглись изменениям, коды для них могли измениться вследствие структурных изменений внутри групп. Аналогичным образом, один и тот же код может указывать на различные классификационные группы в МСКЗ-88 и МСКЗ-08. Следовательно, любой перевод данных или сравнение данных между двумя версиями классификаций должны осуществляться со ссылкой на таблицы соответствия, приведенные в Части IV.
83. Помимо основной структуры классификации, ведется разработка набора стандартных «тематических группировок» или «тематических групп» МСКЗ-08 для определенных групп профессий, для которых необходим стандартизованный подход к группировке данных о профессиих в соответствии с определенной темой. Такие профессии не сгруппированы вместе в основной структуре МСКЗ-08, поскольку уровень квалификации имеет более высокий приоритет. Таким образом, тематические группы являются стандартным альтернативным способом группировки данных о профессиих, классифицированных по четырехразрядным уровням МСКЗ-08 в соответствии с аспектами квалификационной специализации, в первую очередь, по производимым товарам и оказываемым услугам. Они предназначены для помощи при классификации профессий в соответствии с такими темами в целях облегчения составления статистических данных, совместимых на международном уровне.
84. Тематические группы не являются взаимно исключающими или совместно исчерпывающими. Следовательно, некоторые начальные группы могут быть указаны в более чем одной тематической группе, а некоторые начальные группы могут не входить ни в одну тематическую группу.
85. Тематические группы после завершения их разработки будут опубликованы в электронном виде на веб-сайте МСКЗ. Предлагается разработать тематические группы профессий в нижеперечисленных областях. Необходимость конкретно в этих группировках была принята во внимание при разработке структуры МСКЗ-08. Если в дальнейшем будет возникать необходимость в других тематических группах, они будут добавляться по мере необходимости.
• Сельское хозяйство
• Строительство
• Образование
• Здравоохранение
• Информационные и коммуникационные технологии
• Туризм
86. Основная цель описаний групп в МСКЗ-08 заключается в кратком определении содержания каждой группы таким образом, чтобы страны могли как можно последовательнее обозначить положение какой-либо конкретной группы профессий в структуре МСКЗ. Предполагается, что это повысит точность и международную сопоставимость данных в статистических и административных областях применения. Дополнительная цель заключается в предоставлении общей описательной информации о характере работы, выполняемой в соответствующей группе профессий. Перед составителями не стояла задача составить «словарь» профессий с детальным описанием работы, выполняемой при определенных профессиих.
87. Описания групп МСКЗ-08 по мере возможности составлены таким образом, чтобы их можно было использовать по отдельности. Иными словами, сущность группы должна быть понятна без ссылок на описания других категорий.
88. Общая структура описаний совпадает с той, которая использовалась в МСКЗ-88, за исключением того, что примечания и сноски в качестве дополнений к описаниям были заменены дополнительным полем для каждого описания под названием «Примечания» (см. ниже пункт 96).
89. Следовательно, все описания начинаются с основного утверждения, за которым следует утверждение о выполняемых задачах, а также перечень включений и, при необходимости, исключения и примечания. Аналогичный подход принят для групп на всех уровнях классификации, хотя имеются и некоторые различия в формате и формулировках.
90. В основном утверждении указан объем и основной характер группы, и обычно оно состоит из одного или двух предложений. В общем случае сначала указывается наиболее важный или ключевой аспект выполняемой работы, который отличает рассматриваемую группу от других. В некоторых случаях добавляется утверждение, указывающее лишь на некоторые из профессий, отнесенных к группе. Для всех работ, отнесенных к группе, необязательно будут выполняться все виды работ, указанные в основном утверждении.
91. Утверждение о выполняемых задачах указывает на основные задачи, которые обычно выполняются при профессиих, отнесенных к группе. Такое утверждение необязательно включает в себя все задачи, выполняемые при всех работах, отнесенных к группе, однако в него могут быть включены некоторые из задач, которые важны лишь для некоторых из работ, отнесенных к группе. В общем случае перечни задач содержат от пяти до десяти компонентов, однако в некоторых случаях может потребоваться большее или меньшее количество компонентов.
92. Задачи, свойственные только определенному занятию в группе, включаются в качестве отдельного компонента, если только они являются особенно важным компонентом соответствующего профессии, однако не могут быть включены в состав утверждения более общего характера, которое также применимо к другим профессиим. Например, описание начальной группы 2263 Специалисты-профессионалы в области медицинских аспектов охраны труда и окружающей среды включает в себя следующие задачи, характерные для консультантов в области медицинских аспектов охраны труда и техники безопасности, поскольку именно эти задачи являются наиболее важными составляющими работы при этом занятии:
(а) регистрация и расследование несчастных случаев и случаев повреждения оборудования, а также составление отчетности по работе по обеспечению безопасности;
(б) координация мероприятий по компенсации, реабилитации и возврату к работе пострадавших работников.
93. Если подгруппа или малая группа содержат только одну группу на следующем более низком уровне иерархии, то основное содержание основного утверждения и формулировка задач являются идентичными для обеих групп.
94. Для основных групп, подгрупп и малых групп за перечнем выполняемых задач следует перечень групп, находящихся на уровень ниже в классификационной иерархии. Для начальных групп за перечнем задач следует перечень «примеров профессий, отнесенных к данной начальной группе». Целью таких перечней является указание на профессии и наименования работ, включенных в группу. Они не определяют пятый иерархический уровень классификации. Перечень профессий не является исчерпывающим и в некоторых случаях представляет собой перечисление наиболее часто встречающихся наименований профессий, которые на практике могут относиться к одному и тому же или очень похожему занятию. Цель перечня включенных в группу профессий является в большей степени информативной, чем описательной, поэтому следует учитывать, что наименования профессий, используемые в некоторых странах, могут отличаться от наименований, используемых в МСКЗ-08.
95. Дополнительный перечень «некоторых родственных профессий, отнесенных к другим начальным группам» приводится только в случае возможной путаницы между профессиими со сходными наименованиями или содержанием работ.
96. Некоторые описания групп содержат дополнительные «Примечания». Примечания используются, в первую очередь, для разъяснения границ между связанными группами, если такие границы не являются достаточно четкими, исходя из описательного материала, если может возникнуть путаница, или при необходимости привести комментарий касательно определенной группы профессий. В общем случае в состав примечаний ко всем группам, указанным в определенном примечании, входит аналогичный или идентичный текст, чтобы описание каждой группы могло быть использовано по отдельности.