ВВЕДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Начало Вверх

1. Сущность, цели и направления развития (совершенствования) МСКЗ-08


1.1 История создания и развития МСКЗ-08

1. Международная стандартная классификация профессий 2008 г. (МСКЗ-08) представляет собой систему классификации и обобщения информации о профессиональной занятости, полученной путем проведения статистических переписей и обследований, а также на основе использования административных ресурсов. Данная классификация является новой версией Международной стандартной классификации профессий 1988 г. (МСКЗ-88) и заменяет ее.

2. МСКЗ-08 представляет собой четырехуровневую классификационную структуру, позволяющую все существующие в настоящее время в мире профессиональные профессии расклассифицировать на 436 начальных групп. Данные группы формируют наиболее детальный уровень классификационной структуры, и затем они объединяются (агрегируются) в 130 базовых групп, 43 подгруппы и 10 основных групп на основе общности уровня квалификации и профессиональной специализации, требуемых для выполнения этих работ. Такая классификация позволяет получать относительно подробные и сопоставимые на международном уровне данные, а также обобщенную информацию по 10-ти основным группам профессий на самом высоком уровне агрегирования сведений о занятости.

3. Данная классификация была принята на трехстороннем совещании экспертов по статистике труда, которое проводилось с 3 по 6 декабря 2007 г. и было посвящено обновлению Международной стандартной классификации профессий (МСКЗ). Это совещание было созвано Административным советом Международной организации труда в соответствии с резолюцией 17-ой международной конференции статистиков по труду (МКСТ) в 2003 году. В данной резолюции, одобренной Административным советом в марте 2004 года, Международной организации труда (МОТ) было поручено обновить МСКЗ к концу 2007 года и провести трехстороннее совещание экспертов с целью принятия обновленной версии классификации и подготовки соответствующих рекомендаций для Административного совета (МОТ, 2004 г., полный текст резолюции приводится в Приложении 1).

4. Резолюция совещания экспертов была одобрена Административным советом в марте 2008 г. Кроме того, она была представлена на 39-ой сессии Статистической комиссии Организации объединенных наций в феврале 2008 года и на 18-й Международной конференции статистиков труда, проходившей с 24 ноября по 5 декабря 2008 г. Таким образом, МСКЗ-08 была полностью поддержана международным сообществом в качестве принятого стандарта для международной статистики труда.

5. Каждая классификационная группа имеет название и классификационный код, а также соответствует описанию, определяющему рамки и специфику данной группы. Описания содержат в обобщенном виде основные профессиональные задачи и обязанности, выполняемые работниками, входящими в каждую классификационную группу, а также перечень входящих в нее классификационных групп другого уровня, а применительно к начальным группам – примеры профессий. Иерархическая структура МСКЗ-08, включающая наименования классификационных групп профессий и классификационные коды, представлена в части II. Часть III содержит полные описания всех формирующих МСКЗ-08 начальных, малых групп, подгрупп и основных групп.

6. Введение содержит описание процесса разработки МСКЗ-08, истории её создания, концептуальных основ, структуры и других методологических решений. Основополагающим фактором является рекомендация о применении МСКЗ-08 в процессе сбора данных о профессиональной занятости при проведении национальных исследований, включая обсуждение имеющихся наиболее сложных различий между категориями.

7. Важнейшие различия между МСКЗ-08 и МСКЗ-88 и причины этих различий приведены ниже, в разделе 3 введения. Детальное сопоставление старой и новой классификации приведено в Части IV, которая содержит таблицы соответствия классификационных кодов и наименований классификационных групп МСКЗ-88 и МСКЗ-08.

8. Часть II, Структура Международной стандартной классификации профессий, содержит развернутую информацию о профессиих, включенных в каждую группу, связывая фактические (реальные) названия применяемых в мире профессий и работ с группами в классификационной структуре. Классификационная структура может также служить в качестве модели (образца) при разработке или адаптации (обновлении) национальных классификационных структур профессий в случае, если абсолютное соответствие наименований классификационных групп с МСКЗ-08 не требуется (не обеспечивается). Часть II представляет собой замену индексов (кодов) и наименований классификационных групп МСКЗ-08 и включает в себя четырехзначные коды и наименования классификационных групп профессий в МСКЗ-08 и МСКЗ-88.

9. Всю информацию, содержащуюся в частях I и II, можно найти на сайте МСКЗ:  http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/index.htm. Планируется дополнить эту информацию разделом МСКЗ-08 «Руководство по применению», в котором будут представлены советы и указания по адаптации МСКЗ-08 к применению в национальных целях и для проведения международных статистических сопоставлений.

1.2 Основные цели МСКЗ

10. В условиях глобализации рынка труда возросла потребность в сопоставимых на международном уровне данных для статистических и административных целей. МСКЗ- 08 имеет целью удовлетворение этих потребностей, обеспечивая:

а) современные и адекватные реалиям сегодняшнего дня основы для формирования международной отчетности и обмена статистической и административно- управленческой информацией о занятости населения;

б) эффективную модель для развития национальных и региональных классификаций профессий, а также

в) систему классификации, которая может быть непосредственно использована в тех странах, которые не имеют своих национальных классификаций профессий.

11. МСКЗ направлена на облегчение международных сопоставлений по профессиям, обеспечивая статистиков инструментарием для осуществления международных сравнений данных, касающихся профессиональной занятости, а также представляя возможность проводить такие сопоставления в формате, удобном и продуктивном как с точки зрения поиска конкретных решений и организационных мероприятий (действий), так и с точки зрения проблем международной миграции или трудоустройства.

12. Следует подчеркнуть, что, хотя в качестве модели МСКЗ-08 и не предназначена для замены собой существующих национальных классификаций профессий, последние должны в полной мере отражать структуру национальных рынков труда и учитывать информационные потребности для решения национально значимых целей и задач. Тем не менее, странам, чьи классификации профессий в концептуальном и структурном плане соответствуют МСКЗ-08, будет легче достигать сопоставимости своих статистических данных о профессиональной занятости на международном уровне.

13. Следовательно, идеальная ситуация такова: страны разрабатывают национальные классификации, учитывающие как национальные, так и международные требования (см. раздел 5 введения). Следует признать, однако, что некоторые страны не обладают возможностями для разработки национальных классификаций в краткосрочной или среднесрочной перспективе. В этих условиях целесообразно для стран сконцентрировать ограниченные ресурсы на создании механизмов (инструментов) для поддержки реализации МСКЗ в национальном контексте, например, в виде национальных классификационных структур (кодов и наименований классификационных групп).

14. Классификация профессий используется на национальном уровне для сбора и применения статистических данных, получаемых в результате проведения переписей населения, обследований рабочей силы, домохозяйств, занятости и других. Они также используются правительственными и бизнес структурами при проведении мероприятий, связанных с поиском имеющихся вакансий для ищущих работу, планированием образования, ведением отчетности о производственном травматизме и несчастных случаях на производстве, выплатой компенсаций рабочим и управлением трудовой миграцией.

15. Для того чтобы удовлетворить весь спектр потребностей пользователей МСКЗ, перечисленных выше, многие страны хотели бы отразить в своих национальных классификациях более детальные структурные и описательные составляющие, чем содержащиеся в МСКЗ-08. В национальных классификациях, основанных на МСКЗ, это может быть достигнуто путем деления некоторых начальных групп на две или более группы этого же уровня, или путем выделения более мелких классификационных групп на пятом классификационном уровне национальной классификации. В некоторых случаях страны могли бы захотеть включить описательную или закодированную информацию о содержании работы, требованиях к квалификации, связях с национальными рамками квалификаций и более подробные описания профессий. Такого рода информация может представлять интерес для решения вопросов, касающихся регулирования заработной платы, профессиональной ориентации и подготовки, развития профессионального образования, трудоустройства или изучения профессиональной заболеваемости и смертности, но это выходит за рамки предназначения МСКЗ-08.

16. Важно отметить, что, хотя это и полезно в деле содействия получению стандартной информации для принятия решений по вопросам охраны труда, МСКЗ-08 не является основой для административного регулирования проблем занятости. Употребляемые в МСКЗ обозначения, изложение описательного материала и определений в МСКЗ не означают выражения какого-либо мнения со стороны Международной организации труда о правовом либо нормативном статусе той или иной группы профессий.

1.3 Историческая справка

17. Развитие Международной стандартной классификации профессий (МСКЗ) восходит ко многим десятилетиям назад и всегда было тесно связано с работой Международной конференции статистиков труда, которая функционирует под эгидой Международной организации труда. Необходимость в международной стандартной классификации профессий была обсуждена еще в 1921 году, на первой конференции МКСТ (МОТ, 1923 и 1924 года, резолюция 1, пункт 1.).

18. Работа по разработке МСКЗ была начата в 1947 г. на шестой конференции МКСТ и первым позитивным шагом на пути её создания стало принятие предварительной классификации, включающей девять основных групп, седьмой конференцией МКСТ в 1949 году. В 1952 году МОТ опубликовала Международную классификацию профессий для решения проблем миграции и занятости, с подробными описаниями 1727 профессий, разработанную на основе национальных классификаций восьми промышленно развитых стран. На восьмой конференции МКСТ (1954) был одобрен предварительный список малых групп. Девятая конференция МКСТ (1957) завершила работу, одобрив основные, малые и начальные группы первой МСКЗ, которая была опубликована МОТ в 1958 году и, следовательно, известна как МСКЗ-58. На девятой конференции МКСТ было признано, что МСКЗ-58 должна быть пересмотрена через некоторое  время. Одиннадцатая конференция МКСТ рассмотрела и приняла пересмотренное издание МСКЗ (МСКЗ-68).

19. МСКЗ-68 была заменена МСКЗ-88, принятой в 1987 году Четырнадцатой конференцией МКСТ. МСКЗ-88 представляет собой качественно иной документ, значительно отличающийся от двух предыдущих версий, поскольку в ней были использованы понятия уровня квалификации и навыков специализации в качестве критериев для объединения сходных профессий в более укрупненные группы. В предыдущей версии МСКЗ, а также во многих национальных классификациях в то время не использовались понятия уровня квалификации для проведения различий между группами на самом общем уровне классификации. Классификации профессий в то время делали сильный акцент на производимые товары и услуги и часто были очень похожи по структуре на промышленные классификации видов экономической деятельности.

20. С момента принятия МСКЗ-88 широко используется в качестве основы для разработки национальных и межнациональных классификаций, а также распространения международных данных, классифицированных по видам деятельности. В начале первого десятилетия 21 века стало ясно, что существует необходимость в обновлении МСКЗ-88, чтобы отразить изменения в профессиональной структуре рабочей силы, а также для решения ряда проблем, которые были выявлены во время ее использования в статистических и других целях. Существовала особая заинтересованность в необходимости отразить изменения, связанные с воздействием достижений в области информационных и коммуникационных технологий на рабочую силу.

21. На 34-й сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций в марте 2003 года МОТ было предложено разработать график обновления МСКЗ-88, который позволил бы предоставить достаточно времени для обновления классификации, а также ее национальных адаптаций, чтобы они стали доступными для использования при проведении в 2010 году цикла национальных переписей населения (ООН, 2003). В декабре 2003 года семнадцатая конференция МКСТ обсудила сроки проведения работ по обновлению МСКЗ-88, а также характер и объем предстоящих работ, и просила (МОТ, 2004 г.) Административный совет МОТ:

гарантировать, что МОТ, как хранитель Международной стандартной классификации профессий (МСКЗ-88), будет иметь возможность:

(1) проводить исследования и консультация, необходимые для разработки изменений и обновлений МСКЗ-88, в целях обеспечения того, чтобы она могла продолжать служить стандартом для национальных классификаций профессий, которые будут использоваться для статистики труда и других, связанных с занятостью, целей;

(2) завершить эту работу не позднее конца 2007 года с тем, чтобы результаты проведенной работы были приняты во внимание при проведении переписей населения, которые должны быть предприняты повсеместно в 2010 году1.

1 Полный текст резолюции приведен в Приложении 1.

Обзор процесса обновления и консультаций

22. При проведении работ по обновлению МСКЗ, МОТ осуществляла консультации как можно с более широким кругом заинтересованных сторон. Указание МКСТ приступить к обновлению МСКЗ-88 содержалось в докладе, подготовленном МОТ и предоставляющем аргументы за и против различных путей и способов обновления, основанные на недавнем опыте работы с национальными классификациями профессий в ряде стран (Будлендер, 2003). Многие из вопросов, поднятых в этом докладе, были в дальнейшем изучены, наряду с другими, с помощью двух вопросников, которые были направлены всем странам через их министерства труда, национальные статистические институты, службы занятости, профессиональные учебные заведения и организации работодателей и работников. Доработанные проекты обновленной классификационной структуры были направлены для обсуждений. МОТ также провел консультации с рядом специализированных учреждений, организаций работников и работодателей, и других сторон, заинтересованных в тех профессиональных областях, где было наиболее необходимо обновление.

23. Важной составляющей этой работы было создание группы технических экспертов по обновлению МСКЗ (ТЭГ / МСКЗ), чтобы обеспечить МОТ консультации и помощь в проведении этой работы. Эта группа, в состав которой входили эксперты по классификации профессий из всех регионов мира, и эксперты из ряда соответствующих международных организаций, встречались шесть раз в течение осуществления работы по обновлению МСКЗ-08. Эти встречи были дополнены ведением текущих электронных дискуссий и обсуждений.

24. Основные вопросы, которые были рассмотрены в процессе обновления, но не ограничивали его, таковы:

влияние информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на профессиональную структуру рынка труда;

необходимость улучшения охвата медицинских специальностей;

запрос пользователей на более подробную информацию о занятости в сельском, лесном и рыбном хозяйствах;

необходимость совершенствования группировки управленческих профессий (занятий);

опасения, что МСКЗ-88 была очень подробно детализирована применительно к некоторым техническим и производственным профессиям, но была гораздо менее подробна, особенно на промежуточных уровнях агрегирования, применительно к канцелярским работам и сфере обслуживания, где большой процент занятых женщин;

озабоченность по поводу существования параллельных групп на разных квалификационных уровнях по профессиим, которые осуществляют выполнение аналогичных или идентичных функций;

необходимость расширения охвата профессий, которые преобладают в неформальном секторе и с низкими требованиями к квалификации;

развитие тематических (или альтернативных) видов классификаций, основанных, прежде всего, на производимых товарах и оказываемых услугах, независимо от уровня квалификации;

необходимость обновления и актуализации определений для всех категорий, а также

необходимость обновления и совершенствования классификационной структуры и описаний классификационных групп МСКЗ.

25. Первый исследовательский вопросник по обновлению МСКЗ-88 запросил мнение экспертов по ряду концептуальных вопросов, а также относительно включения конкретных профессиональных групп. Ответы на этот вопросник были проанализированы МОТ и обобщены в документе, который послужил основой для дискуссии об МСКЗ на заседании Группы экспертов Организации Объединенных Наций по международным экономическим и социальным классификациям в Нью-Йорке в июне 2005 года (МОТ, 2005). После первого совещания ТЭГ / МСКЗ в ноябре 2005 года МОТ разработала обновленный проект классификационной структуры. Подробное рассмотрение этого проекта как со стороны МОТ, так и членов ТЭГ / МСКЗ привело к выявлению ряда новых проблем и озабоченности по поводу структуры МСКЗ-88 и целого ряда дополнительных предложений по изменениям. Еще раз был разработан обновленный проект классификационной структуры профессий и МОТ запросила мнения стран по данному проекту, а также указала на ряд нерешенных вопросов с помощью второго вопросника, распространенного в августе 2006 года.

26. На основе ответов на второй вопросник и консультаций, предоставляемых ТЭГ / МСКЗ, МОТ подготовила "близкий к окончательному" проект классификационной структуры, которая была доступна для обсуждения на сайте МОТ в феврале 2007 года. Комментарии по этому проекту были получены от всех стран, вместе с кратким изложением основных изменений. Эксперты Организации Объединенных Наций по международным экономическим и социальным классификациям рассмотрели проект на своем заседании в апреле 2007 года и обсудили те сферы занятости, по которым были предложены значительные изменения в МСКЗ-88. Затем МОТ подготовил окончательный проект структуры МСКЗ-08, которая была представлена в качестве приложения к проекту резолюции, касающейся обновления Международной стандартной классификации профессий, для рассмотрения на совещании экспертов по статистике труда, состоявшемся в декабре 2007 года. На этой встрече было сделано небольшое количество поправок к проекту и структура классификации с исправлениями была принята как Международная стандартная классификация профессий 2008 года (см. МОТ, 2008).

1.4 Объем работ по обновлению

27. В соответствии с резолюцией семнадцатой МКСТ, МСКЗ-88 нуждалась в обновлении и общем улучшении с целью предоставления более эффективной классификации, которая может быть использована странами при проведении очередных переписей населения, а также национальными службами занятости и другими пользователями. МКСТ наложила некоторые ограничения на характер и масштаб изменений, которые могли бы быть сделаны, указав, что:

… основные принципы и основная структура МСКЗ-88 не должны быть изменены, но, тем не менее, необходимы изменения в некоторых областях; внесение любых изменений следует осуществлять в свете опыта, накопленного во многих странах, использующих классификации МСКЗ-88, а также учитывать изменения в сфере труда, произошедшие в течение последних 15 лет…

28. В рамках этого общего ограничения, установленного МОТ на основе консультаций с ТЭГ / МСКЗ и группой экспертов ООН по международным экономическим и социальным классификациям, определено, что характер структурных и методологических изменений, которые могут быть сделаны применительно к МСКЗ-88, следует ограничить следующими конкретными изменениями:

Классификация должна быть пересмотрена с точки зрения относительных размеров и разнообразия групп на разных уровнях, но из-за больших различий в национальных условиях не будет возможным вводить строгие правила  по размерам групп;

Профессии с аналогичным содержанием работы, но с разными формальными требованиями к образованию в разных странах должны были быть учтены в одной и той же группе, тем самым устраняя необходимость введения «параллельных групп";

Основные группы МСКЗ-88 могут быть объединены, удалены или видоизменены только в исключительных случаях. На практике 10 основных групп принципиально не изменились, хотя некоторые профессии были перемещены из одной основной группы в другую или наименования некоторых основных групп были изменены, чтобы повысить четкость классификации;

Была необходимость в разработке более полных методологических  пояснений, чем те, которые предусмотрены в МСКЗ-88;

Подгруппы и малые группы могут быть разделены или объединены только в том случае, если имел место значительный рост или сокращение численности занятых в них, и / или группы, находящиеся на более низком уровне классификации, были разделены или объединены. Подгрупп, однако, должно быть достаточно большое число, чтобы имелась возможность осуществлять содержательные статистические исследования. Общее количество групп не должно значительно уменьшиться или возрасти и выйти за пределы 40;

Начальные группы можно разделить или объединить, создавать новые группы с учетом профессиональных изменений и вновь выявленных потребностей. Начальные группы также могут быть разделены, при необходимости, для поддержки сбора данных в соответствии с набором предлагаемых тематических обзоров (см. раздел 2.6 ниже);

Начальные группы не должны создаваться для профессий, которые характеризуются очень небольшим количеством работников, или существуют только в небольшом числе стран. Такие профессии должны быть включены в состав групп, объединяющих аналогичные профессии, или в соответствующие группы для профессий, не учтенных в других группах;

Содержание остаточных (то есть не классифицированных в других) групп должно быть пересмотрено. Там, где такие группы были неизбежны, основные профессии, классифицированные в них, должны быть перечислены в разделе определения (описания) группы и при кодировании.

29. В дополнение к изменениям такого рода было признано, что существует необходимость пересмотра определений всех групп в классификации, новых или видоизмененных, обновлении и актуализации описаний тех групп, которые не изменились, обновления названия классификационных групп профессий и разработки таблицы, отражающей соответствие между МСКЗ-88 и МСКЗ-08.

1.5 Определения классификационных групп

30. Процесс разработки структуры МСКЗ-08 свелся к разделению или слиянию ряда начальных групп МСКЗ-88. В некоторых случаях были созданы совершенно новые начальные группы. Имели место также структурные изменения на уровне малых групп и подгрупп, включая разделение и слияние групп, а также перемещение начальных групп из одной части классификации в другую. Эти изменения создали необходимость определения (описания) новых групп, которые были разработаны, а также других групп, которые были пересмотрены, чтобы убедиться, что они адекватно отражают содержание этих групп.

31. Определения тех групп, которые не были изменены, также нуждаются в пересмотре и обновлении, так как определения в МСКЗ-88 были разработаны почти 20 лет тому назад и с тех пор, начиная с конца 1980-х годов, произошли значительные изменения в технологии и организации работ в рамках профессий.

32. На своем заседании в апреле 2007 года ТЭГ / МСКЗ согласовали ряд принципов для разработки или обновления определений и категорий МСКЗ. В частности, было решено, что общая структура описаний должна быть такой же, как и в МСКЗ-88. Тем не менее, существовали некоторые проблемы, касающиеся структуры и содержания МСКЗ-88, в том числе следующие:

Примечания, сноски и ссылки на определения категорий были использованы для объяснения границ и различий между другими категориями, а это означает, что некоторые определения не были самодостаточными.

Некоторые определения начальных групп МСКЗ-88 основной группы 2 направлены исключительно на научные исследования и теоретические работы, при недостаточном указании на практические задачи.

Было повторение во многих определениях одних и тех же фраз, добавляющих мало содержательной информации и затрудняющих определение ключевых различий между группами.

Отсутствовала ясность в том, должны ли перечисляемые основные задачи характеризовать обычно выполняемые в данной профессиональной группе, или отражать все задачи, выполняемые во всех профессиих, классифицируемых в данной группе.

33. МОТ тесно сотрудничала с членами ТЭГ / МСКЗ и другими разработчиками на предмет разработки современных определений всех классификационных категорий МСКЗ-08. По мере возможности пересмотренные в последнее время определения категорий были использованы в качестве исходного материала для пересмотра национальных классификаций профессий. Использование единого источника материалов и проведение повсеместной перекрестной проверки позволило избежать рисков получения описаний, которые были бы смещены в сторону тех стран, которые характеризуются наиболее развитыми профессиональными информационными системами.

34. Проект определения всех классификационных групп был размещен в Интернете для обсуждения, в частности, странами, которые находятся в процессе обновления национальной классификации, для облегчения сопоставимости с МСКЗ-08. Этот процесс консультаций предоставил возможность улучшить качество и четкость определений.

1.6 Индексы наименований профессий

35. Включенные в МСКЗ-08 индексы профессий (Том II), которые представляют собой структурированный указатель наименований профессий, дают более обширное текстовое описание терминов, используемых для описания профессий, чем это возможно только в классификационной структуре. Он обеспечивает отображение связей между «реальным миром» терминов, используемых для описания рабочих мест, и официальным наименованием групп, выделяемых в классификационной структуре. Подобные индексы используются в национальных условиях в качестве инструмента присвоения классификационных кодов для ответов на вопросы (кодировании) профессий и при сборе и обработке статистических и административных данных. Важно отметить, что национальные индексы профессий должны быть основаны на терминах, используемых в ответах на вопросы при сборе данных на национальном уровне.

36. При рассмотрении требований для обновления индексов наименований профессий ТЭГ / МСКЗ сделали вывод, что основными целями использования индексов МСКЗ-08 являются следующие:

уточнить содержание каждой начальной группы профессий МСКЗ;

помочь пользователям МСКЗ найти отдельные классификационные группы в классификационной структуре и определить, куда включены определенные виды деятельности;

для оказания помощи в понимании взаимосвязи между классификационными группами в старой и новой версии классификации;

использование в качестве образца и отправной точки для  разработки национальных указателей профессий, а также национальных классификаций на основе МСКЗ;

в качестве модели, а также выступать в качестве отправной точки для развития национальных классификаций профессий, основанных на МСКЗ; 2

для использования непосредственно для кодирования ответов в статистические сборники МСКЗ в ситуациях, когда нет национальных индексов, и когда страны не в состоянии разработать национальные индексы для обработки данных.

2 Поскольку существуют значительные различия в использовании и значении профессиональной терминологии даже между странами, которые говорят на одном языке, настоятельно рекомендуется странам разработать национальные индексы, основанные на словах, которые фактически приняты или могут быть предоставлены в ответах на вопросы о занятиях на национальном уровне.

37. Индексы в МСКЗ-88 не в полной мере обеспечивают эти цели по ряду причин. Например, многие часто используемые профессиональные наименования не отражены в индексах. МОТ согласились с ТЭГ / МСКЗ в процессе решения этих проблем о необходимости разработки индексов МСКЗ-08, используя индексы МСКЗ-88 в качестве отправной точки, но с учетом терминов, используемых в различных национальных классификациях профессий. Каждая запись включает в себя текстовый дескриптор, а также наиболее подходящие коды МСКЗ-08 и МСКЗ-88. Описания построены как в МСКЗ-88: ключевые слова отображаются первыми, позволяя приводить уточняющие сведения, которые должны быть представлены в структурированном виде, если названия профессий относятся к более, чем одной начальной группе МСКЗ.

38. В ISCO-08 индексы профессий (Том II) дают структурированный указатель наименований профессий в алфавитном порядке и в соответствии с системой кодирования (применительно к МСКЗ-88 и МСКЗ-08). Его электронная версия доступна на веб-сайте ISCO:  http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/index.htm, либо по запросу, который следует направлять по адресу электронной почты: ISCO@ilo.org. Он может быть использован в качестве отправной точки в развитии национальных индексов кодирования без нарушения авторских прав МОТ.